Тон в изображении важнее цвета, и курс о тональном рисунке поддерживал курсы о цвете в четвертой онлайн-мастерской. Занятия на курсе начали тридцать один человек, закончили - одиннадцать. Как прошло, рассказывает преподаватель курса, Кирилл Зиман:
Самый посещаемый и популярный курс мастерской: участвовать решили сорок девять из пятидесяти четырех участников мастерской, последний обзор в мастерской написали семнадцать человек.
Анна Кутенкова
Любая колористическая теория может дать нам основу, понимание начальных правил взаимодействия цветов. Но всё, что касается непосредственной работы с цветом, нарабатывается только личным наблюдением и сравнением. Упражнения этого курса ценны не сами по себе, а как тренажёр восприятия, смешения и сопоставления цветов.
В августе у нас был курс «Орнамент: композиция, комбинаторика, цвет» на четыре занятия. Изучали способы построения раппорта, сетчатые и динамические схемы создания узоров, поработали с ахроматической гаммой и цветом. Итоговым заданием на курсе стала печать на ткани: участники сделали принт на футболках.
На первом занятии работали с формой мотива, резали штампы, смотрели как мотив ведет себя при повторе два, три раза, бесконечное количество раз.
Люба
На втором занятии изучали схемы сетчатого и бордюрного постороения узора. Марина печатает
( Collapse ) На третьем занятии ввели цвет. Смотрели как влияет на ритм появление цветного элемента. Надя печатает
Четвертое занятие было посвящено работе с цветом и материалом ткани. Печатали на хлопке и шелке, в завершение участники напечатали принты на принесенных футболках.
Отзывы мы публикуем присланные отзывы без какой-либо редактуры
Люба Неделю собираюсь написать о важном, а всё не пишу. То работа, то не она, то ещё что-то, а вот всё-таки напишу. Про любимое. Признаюсь, я обожаю орнамент — и пришедший к нам со страниц средневековых книг, и с иранских миниатюр, и со стен мечетей, и с плакатов эпохи ар-деко. Всегда хотела научиться строить орнамент сама — придумывать мотивы, закручивать красоту в бесконечность. Орнамент — победа порядка над хаосом, гармония, замкнутая герметически сама в себе. Можно голову потерять, утонуть в завитках, пересечении линий, повторах. Да, орнамент я люблю. И благодаря Кружку я смогла подступиться к орнаменту, не пускаясь в неосведомлённые эксперименты, а придумывать своё, понимая основные принципы, пользуясь шаблонами, сетками и схемами, которые уже существуют, уже заданы и удобны. В конце августа прошёл курс по орнаменту, созданный и воплощённый Ольга Авдиева внутри Кружка. Он состоял из четырёх занятий. На первом мы создали первые мотивы — единицу изображения, которая при ритмичном повторе будет организовывать целый орнамент. Главное, чтобы в мотиве был интерес, соотношение большого с маленьким, с деталью. Сразу надо было продумать, а как будет работать белое при соприкосновении мотивов и каким будет размер этого белого. Искали, как получить композицию из двух мотивов, какое их взаимодействие в листе будет производить наибольший эффект, пробовали запечатывать лист целиком. Это было занятие довольно сложное, потому что мы не пользовались ни линейкой, ни чем-то ещё, что могло бы помочь сохранить вертикали и горизонтали. Нужно было оставаться очень точным, а никаких опор, кроме собственного глазомера, не было. Я придумала красивый, но сложный мотив. Он дал замечательную контрформу колоска при запечатывании листа целиком, но группы из двух-пяти мотивов из него получались нелепые и грязноватые. Второе занятие было посвящено бордюрам и сетчатым орнаментам. В начале мы разработали и вырезали новый мотив, отказавшись от первого, да, чем больше всяких новых идей, тем лучше! И стали изучать и пробовать разные схемы. Бордюры получаются при отпечатывании с отступами и зеркальным переворачиванием мотива. Сетка может быть организована по квадратам, прямоугольникам, ромбам, там тоже нужно отступать на заданное число мотивов, переворачивать и отзеркаливать мотив. Очень понравилась мне эта тема! В конце занятия мы дополнительно позанимались динамической композицией — когда мотив располагается в листе, ведомый случайностью (не только ею, но впечатление от динамической композиции примерно такое). Тут на меня напал диссонанс, потому что случайность, на мой взгляд, противоречит идее орнамента, но мы смогли найти с Олей общее понимание, когда определили, что лист, организованный по таким принципам, может стать сам единицей для повтора. На третьем занятии мы ввели цвет, поработали над отношениями внутри мотивов, масштабировали мотив — увеличили его. Оля поставила нам задачу — чёрный подавляет цвет. Мы решали это через взаимодействие масс мотивов разного размера, через положение чёрного и цветного мотива в листе. Сделали законченную композицию-абстракцию с цветом. Я довольна своей работой. Последнее занятие было самым весёлым — мы печатали на ткани, сначала на отрезах, потом на футболке или топе (кто что принёс, тот на том и печатал). Краска для ткани, конечно, ведёт себя по-другому, чем штемпельная, которой мы работали на бумаге. Но приноровиться легко. Я даже смогла придумать эффект полосок. Топ, который я сделала, уже ношу и хвастаюсь, даже на танцы в нём ходила. Пока шёл курс, я много делала дома, осваивала схемы, оттачивала точность, потому что самая большая для меня неприятность — неаккуратность, пачкотня, грязь. Иногда штамп падал, иногда грязные пальцы попадали на белое поле. Но чем больше я тренировалась, тем легче было сделать чистую вещь. Всем, кто любит орнамент и понимает его прелесть, советую пройти курс Кружка. Будет повтор, насколько я знаю, поздней осенью. Большой задел на самостоятельную работу, новые знания и новый подход к теме, много красоты, такой, очищенной, абстрактной... Что ещё сказать? Приходите! ( Collapse )
Провели дюжину занятий с тех пор, как переехали на Кузнецкий: модели переодевались, жестикулировали, отбрасывали тени, бросали копья, танцевали фламенко, заворачивались в драпировки, двигались, звонили по телефону, прикуривали и вообще привносили жизни.
Пленэрная мастерская Кружка прошла с 11-го августа по 8-е сентября.
Работа Прусаковой Ольги.
Внутри мастерской было пять курсов:
Пять пленэрных упражнений. (Д. Горелышев), От апликации к трафарету (Л. Клейн), Конструктивный пейзаж (М. Бородина), Пять упражнений в живописи (К.Зиман), Ежедневное рисование (М. Бородина).
Худрук - Д. Горелышев.
В мастерской начали работу 46 участников из России, Германии, США. Мастерская была очень насыщенной, в среднем на каждом курсе занимались от 16 до 38 человек в неделю. Заключительные обзоры написали 36 участников.
Мы отправили анонимную форму для отзывов и публикуем ответы участников:
"Пойти в онлайн мастерскую было отличная идея. В начале я даже не ожидала, что будет такой видимый эффект. Моей задачей была встряска и я ее получила. Столько я не рисовала никогда в жизни. Я записалась на все пять курсов, все темы взаимодействовали друг с другом и каждая пройденная практика помогает более качественно сделать задание по другому курсу. Нет ничего лишнего. Каждое задание очень важно. Я стала более смелой и при этом ответственной в рисовании. Разобралась наконец с перспективой и тоном. Мне кажется весь эффект от курса я смогу прочувствовать лишь со временем. Также хочется отметить что занятия он-лайн, в какой то мере даже лучше очных. Потому что нужно правильно планировать свое время на всю неделю, контролировать себя самостоятельно. Так что к концу курса кроме действительно реальных знаний и умении в рисовании ты получаешь еще бонусом самодисциплину, умение ставить реальные задачи и их выполнять. Плюс работы и отзывы других участников помогают быть в тонусе и не варится в собственном мире. Спасибо огромное всем преподавателям, что делаете доступным рисование для всех, что не судите, что вдохновляете. " Саша Юртаева ( Collapse )
В августе мы провели два мастер-класса по технике сухой иглы. Это техника углубленной гравюры, не требующая травления кислотой. Рисуем острой иглой на металлической или пластиковой доске. Закатываем ее подготовленной краской. Она попадает в углубление штрихов, лишнее с поверхности доски удаляем. Далее изображение с пластины передавливаем на влажную бумагу в офортном станке.
Сопротивление материала в работе с иглой придают рисунку особую резкость и контраст, обеспечивает возможность чуткого управления толщиной линии. На поверхности доски можно создавать плавные тональные градации, тонкие нюансы и фактурные эффекты, многократно печатать одно и то же изображение с разным тональным решением. Сухая игла очень пластичная, живая техника, несмотря на видимые технологические сложности. На занятиях мы познакомились с линейно-пятновыми возможностями техники и процессом работы. Обсуждали примеры и технологические нюансы.
Сначала сделали акцент на линии: как рассказать о форме, характере, пространстве изображаемого, варьируя их глубину и количество. Пробовали печатать результаты и дорабатывать их штрихом и с помощью тональных затяжек (плавное распространение слоя краски по поверхности доски). Далее строили работу от пятна: как сочетать пятновое решение листа и линейный рисунок, как создать пятно в процессе гравировки и печати. Участники сделали по две работы и напечатали их в нескольких вариантах.
Отзывы мы публикуем присланные отзывы без какой-либо редактуры
Елена Добрый день, организаторы Кружка и Даша! Спасибо за урок по сухой игле! Даша отлично все объяснила и показала. От этого не стало легче царапать алюминиевую пластину, правда!))) Это основное затруднение, которое у меня возникло на занятии. Но в результате все равно получились 4 сносных оттиска первой пластины и один со второй. Конечно, всю глубину техники нельзя постичь за три часа, и хорошо, что уроки имеют продолжение. Но я по крайней мере познакомилась с гравюрой, чего мне всегда хотелось. Замечательное новое место у Кружка, было классно работать под аккомпанемент уличных музыкантов! )))) Желаю ребятам дальнейших успехов, новых интересных занятий и много учеников!
С уважением Елена Кубышева
Если вам интересна техника сухой иглы, но вы не попали на этот мастер-класс, вы можете подать предварительную заявку на shtabkruzhka@gmail.com координатору Наталье Гриценко, с темой «Хочу на мк по сухой игле».
Это был базовый курс линейного рисунка. Цели курса - приобрести опыт рисования с натуры и научиться переносить то, что мы видим, на бумагу одними линиями. На курс записалось семнадцать участников, обзор последней недели написали одиннадцать.