В августе мы провели два мастер-класса по технике сухой иглы. Это техника углубленной гравюры, не требующая травления кислотой. Рисуем острой иглой на металлической или пластиковой доске. Закатываем ее подготовленной краской. Она попадает в углубление штрихов, лишнее с поверхности доски удаляем. Далее изображение с пластины передавливаем на влажную бумагу в офортном станке.
Сопротивление материала в работе с иглой придают рисунку особую резкость и контраст, обеспечивает возможность чуткого управления толщиной линии. На поверхности доски можно создавать плавные тональные градации, тонкие нюансы и фактурные эффекты, многократно печатать одно и то же изображение с разным тональным решением. Сухая игла очень пластичная, живая техника, несмотря на видимые технологические сложности.
На занятиях мы познакомились с линейно-пятновыми возможностями техники и процессом работы. Обсуждали примеры и технологические нюансы.
Сначала сделали акцент на линии: как рассказать о форме, характере, пространстве изображаемого, варьируя их глубину и количество. Пробовали печатать результаты и дорабатывать их штрихом и с помощью тональных затяжек (плавное распространение слоя краски по поверхности доски).
Далее строили работу от пятна: как сочетать пятновое решение листа и линейный рисунок, как создать пятно в процессе гравировки и печати.
Участники сделали по две работы и напечатали их в нескольких вариантах.
Кубышева Елена
Семаго Никита
• Для эскизов удобнее использовать контрастные материалы: рисовать тушью, ручкой или через копирку. Таким образом мы получаем лучшее представление о том, что может получиться при печати. Легкие карандашные рисунки со стертым фоном иногда создают ложное впечатление цельности.
• При гравировке лучше сразу рассчитывать силу нажима и доводить линию до конца. Сложно в дальнейшем корректировать ее, пытаясь попасть в одно и то же углубление. Усиление контраста линий достигается либо гравировкой с большим нажимом, либо более острым и широким инструментом, либо добавлением парных линий вплотную.
• Начинать печать оптимально с «чистого» варианта без затяжек. Это позволяет увидеть основу уже сделанного на доске изображения и вовремя скорректировать недоработки на уровне линейного рисунка.
• Эксперименты с тональными затяжками дают возможность автору получить несколько версий-интерпретаций изображения. Иногда они также могут помочь преодолеть композиционные недоработки. Но при необдуманном использовании – напротив, нарушить цельность листа.
• Пятно и линия в работах не обязаны повторять друг друга. Выбирая тональное решение, важно переключиться с логики линейного силуэта на композицию листа в целом.
• С одной и той же доски можно получить множество разных по экспрессии вариантов, в том числе неожиданных. Стоит пробовать разную бумагу и краску для печати.
• Общее технологическое пожелание к работам: внимательнее относиться к краям доски, на которых часто скапливается слишком много краски, которая при печати образует пятна.
• Готовые работы сушат, подписывают, выравнивают под прессом и оформляют, оставляя широкие поля.
Отзывы
мы публикуем присланные отзывы без какой-либо редактуры
Елена
Добрый день, организаторы Кружка и Даша! Спасибо за урок по сухой игле! Даша отлично все объяснила и показала. От этого не стало легче царапать алюминиевую пластину, правда!))) Это основное затруднение, которое у меня возникло на занятии. Но в результате все равно получились 4 сносных оттиска первой пластины и один со второй. Конечно, всю глубину техники нельзя постичь за три часа, и хорошо, что уроки имеют продолжение. Но я по крайней мере познакомилась с гравюрой, чего мне всегда хотелось.
Замечательное новое место у Кружка, было классно работать под аккомпанемент уличных музыкантов! )))) Желаю ребятам дальнейших успехов, новых интересных занятий и много учеников!
С уважением
Елена Кубышева
Если вам интересна техника сухой иглы, но вы не попали на этот мастер-класс, вы можете подать предварительную заявку на shtabkruzhka@gmail.com координатору Наталье Гриценко, с темой «Хочу на мк по сухой игле».