Самый посещаемый и популярный курс мастерской: участвовать решили сорок девять из пятидесяти четырех участников мастерской, последний обзор в мастерской написали семнадцать человек.
Анна Кутенкова
Любая колористическая теория может дать нам основу, понимание начальных правил взаимодействия цветов. Но всё, что касается непосредственной работы с цветом, нарабатывается только личным наблюдением и сравнением. Упражнения этого курса ценны не сами по себе, а как тренажёр восприятия, смешения и сопоставления цветов.
Программа основана на блоке занятий о цвете в средовой группе.
Дмитрий рассказывает:
Тема: светлотный и хроматический контрасты.
- придумали простые геометрические композиции квадратного формата, в которых объекты перекрывают друг друга. Получили три слоя: два с объектами, один - фон. Размер - 10 на 10 см. на листе А4.
- два цвета в композиции - это выбранная пара дополнительных цветов, третий - на выбор автора
- по каждому из контрастов делается два вараинта — аппликация и в красках. Композиции для двух техник должны быть разными
- для светлотного контраста взяли один цвет максимально светлым, не теряя узнаваемой цветности, а другой - максимально темным. Третий цвет — где-то между ними по светлоте.
- для хроматического контраста взяли каждый цвет из пары в полную силу, третий - близкий к одному из них.
Для аппликаций нужно много разных оттенков бумаги, детского набора недостаточно. Упражнения темперой делайте на плотной бумаге колонковой кистью. Бумага не должна просвечивать, цвет должен быть однородным: намешайте побольше краски. Нужно чётко следовать тексту задания и определению контраста, сравнивать цвета прищурившись.
1. Светлотный контраст
Ануш Хачатрян
Анна Кутенкова
2. Хроматический контраст
Анна Кутенкова
Елена Гринберг
Вторая неделя
Тема: контраст насыщенности, оттенков и симультанный.
- продолжаем работу с начатыми композициями — одна для аппликаций, другая для красок
- два цвета в композиции - это выбранная пара дополнительных цветов, третий - на выбор автора
- цвет в зависимости от типа контраста может сильно менять характеристики, но при этом должен оставаться узнаваемым (зелёный всегда зелёный)
- для контраста насыщенности один цвет взяли максимально ярким, другие — приглушённые по насыщенности
- для контраста оттенков взяли все цвета с пониженной насыщенностью и сближением по светлоте
- для симультанного контраста небольшой объект покрасили монохромным серым, другие — вариациями яркого цвета
Для аппликаций нужно много разных оттенков бумаги, детского набора недостаточно. Упражнения темперой делайте на плотной бумаге колонковой кистью. Бумага не должна просвечивать, цвет должен быть однородным: намешайте побольше краски. Нужно чётко следовать тексту задания и определению контраста, сравнивать цвета прищурившись.
1. Контраст насыщенности
Анна Щёголева
Таня Вуколова
2. Контраст оттенков
Анна Кутенкова
3. Симультанный контраст
Ксения Томилова
Клара Джафарова
Третья неделя
Тема: восприятие одного цвета в разном контексте и управление цветом.
- на основе натурных рисунков (интерьер, натюрморт) нужно было сделать две композиции, где есть несколько пространственных слоёв, а объекты перекрывают друг друга
- в композициях нужно выбрать один небольшой объект, который будет всё время одного цвета, это наш «персонаж»
- один вариант каждого задания выполняется в аппликации, другой в красках
- первое задание — выбранный объект приближается средствами цвета
- второе задание — выбранный объект отступает средствами цвета
В композициях не должно быть белого и чёрного, нужно всё время прищуриваться, чтобы видеть реальные светлотные отношения.
Приближение — удаление
Марина Баранова
Анна Щеголева
Четвёртая неделя
Тема: восприятие одного цвета в разном контексте и управление цветом.
- один вариант каждого задания выполняется в аппликации, другой в красках
- первое задание — выбранный объект активен по насыщенности и светлоте
- второе задание — выбранный объект сближен по светлоте со всеми остальными
1. Сближенность по светлоте
Клара Джафарова
Оля Прусакова
2. Активность по насыщенности и светлоте
Ксеня Томилова
Пятая неделя
Тема: перевод чёрно-белой фотографии в цвет без потери состояния.
- выбрали хорошую художественной фотографию
- на её основе — цветные эскизы с разным колоритом, 2-3 варианта
- аппликация на основе фото
- работа в красках на основе фото
Нужно очень внимательно сравнивать тональные отношения в фотографии, они важнее цвета. Смотреть какое состояние и настроение получается с цветом, оно должно усиливать впечатление от фото, а не противоречить ему. В красках первым слоем хорошо сделать прозрачный цветной грунт, которые станет основой для последующих цветов.
Фото: Роберт Франк
Оля Прусакова
Фото: Себастьян Сальгадо
Ксеня Томилова
Шестая неделя
Тема: самостоятельное применение навыков управления цветом.
Около пяти листов на одну выбранную тему, цветная графика, работа с натуры.
Акцент делаем на связь тона с цветом, на передачу состояния и настроения с помощью цвета. Материалы на выбор автора.
Мария Ташкинова
Оля Прусакова
Любовь Борбачева
Анна Кутенкова
Наташа Дадуш