Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Categories:

О цвете, часть первая: упражнения по колористике



Большое задание для группы по средам.

Дано: Занятия с моделью и без
Задача: Понять как взаимодействуют цвета


Осмысленная работ с цветом — один и самых тонких и трудно осваиваемых этапов из всей художественной практики. Есть счастливцы, которые органически чувствуют цвет и смело его используют. У меня другой случай — мои колористические знания и чувство цвета основаны только на работе — практика рисования и живописания с постановкой конкретной задачи, изучение функций цвета в работах разных авторов, чтение книг (прежде всего — Иоханнес Иттен «Искуство цвета») и самое интенсивное — полугодовой курс колористики, который у нас на втором курс Строгановки вёл Юрий Сычёв. Именно этому курсу я обязан тем, что стал получать удовольствие от живописи и от работы с цветом вообще. Там мы выполняли ряд упражнений, на которые я опирался при создании программы этого блока. Ниже я привожу эти самые упражнения.

1. Контрасты.
Это первая часть упражнений, которую средовая группа выполняла дома.
На основе простых рапортных композиций (каждый придумывает сам, важно наличие хотя бы двух слоёв и разный масштаб объектов) исследуются основные виды цветовых констрастов. У цвета две основные насторойки — светлота и насыщенность. Максимальной насыщенности цвет достигает в своём спектральном виде — как в цветовом круге. На цветовом же круге хорошо видно, какие цвета являются «дополнительными», это три главные пары — красный/зелёный, оранжевый/синий, жёлтый/фиолетовый.

На каждый из контрастов выполнялось два примера:
- выбранный цвет (в моём случае оранжевый) + дополнительный к нему, противоположный по цветовому кругу (в моём случае синий)
- выбранный цвет + следующий по кругу за дополнительным, менее контрастный (в моём случае это зелёный).

Все упражнения выполняются на плотной бумаге (ватман или акварельная) темперой (она наиболее удобна — гуашь выбеляется, акрил не кроющий). Сами композиции небольшие (15-20см), чтобы не красить долго, но при этом достаточного размера для аккуратного исполнения.
Перед началом работы полезно сделать уменьшенные варианты композиций, в которых можно быстро понять цветовые решения. Когда цвет определён, нужно замешать его достаточное количество, чтобы выкрасить им всю необходимую площадь (сделать колер).

Вкратце суть упражнений с моими институтскими примерами:

1. Светлотный контраст.



Самый базовый и простой вариант, контраст не по хроматическим качествам, а по светлотным — тёмное и светлое. Один цвет максимально выбеляется (не теряя при этом узнаваемой цветности), другой максимально затемняется. Третий цвет — где-то между ними по светлоте.

2. Хроматический контраст.



Контраст непосредственно по цвету — каждый из цветов берётся в полную силу яркости. Третий цвет — близкий к одному или к другому.

3. Контраст насыщенности.



Один цвет берётся в полную силу насыщенности, другой — с сильно пониженной насыщенностью (за счёт высветления или утемнения). Лучше сделать так, чтобы насыщенного было меньше по площади, чем не насыщенного — эффект будет нагляднее.

4. Контраст оттенков.



Работа с очень сближенными по светлоте цветами с пониженной насыщенностью. В идеале сделать картинки, которые будут невоспроизводимы в чёрно-белом варианте, настолько там будет всё близко. Работаем с помощью белого и/или чёрного.

5. Симультанный контраст.



Большие массы закрашиваются одним из цветов в полную силу насыщенности и близким ему (тоже холодным или тоже тёплым). А малые детали выкрашиваются совершенно ахроматичным серым (чёрный+белый). Если серый расположен на большом цветовом поле, наш глаз наделяет его качествами дополнительного цвета (на красном поле серый станет зеленоватым, на синем — оранжево-охристым).

6. Тёпло-холодный контраст.



Оба цвета доводятся с помощью разбела до максимально близкой светлоты, но при этом при этом с сохранением максимально возможной насыщенности. Если это получается как нужно, цвета начинают «светиться» отностительно друг друга.

Пример домашней работы одного из участников, Натальи Ушаковой:











2. Анализ поведения выбранного цвета в разных условиях.
Вторая часть упражнений, которые группа выполняла уже на занятиях, об этом в следующих частях рассказа.

Основная задача — использовать те или иные цветовые контрасты (а даже часто комплекс контрастов) для выполнения конкретной задачи. Если первая часть упражнений скорее общееобразовательная, то эта — совершенно практическая, этими приёмами можно пользоваться при создании произведения, если есть необходимость его «сконструировать», а не идти только от чутья.

Упражнения выполнялись на основе одной и той же несложной замкнутой геометрической композиции. Требования те же — два-три слоя и разный масштаб объектов. Нужно чтобы объекты пересекались, так больше цветов будет взаимодействовать друг с другом. В начале работы один из крупных элементов всех четырёх композиций выкрашивается одним цветом, в моём случае это оранжевый треугольник, он везде одинаков (на скане этого ощущения сложно добиться). Остальные цвета выбираются исходя из задачи.

1. Активность по насыщенности и светлоте.



Элементы композиции выкрашиваются так, чтобы главный объект (и, возможно, несколько мелких форм за компанию) был насыщеннее всего остального и был контрастен к среде по светлоте.

2. Сближенность по светлоте.



Все объекты стараются стать однородными по светлоте, чтобы изображение было бы невоспроизводимо в чёрно-белом варианте (как в контрасте оттенков).

3. Отступание.



Главный объект максимально сливается со средой, как по цвету, так и по светлоте, выглядит отдалённым. А некоторые объекты становятся «раздражителями» — выглядят более чёткими и близкими благодаря контрасту по светлоте и контрасту хроматическому.

4. Приближение.



Всё то же самое, только наоборот — главный объект (возможно с группой других) всеми силами «выталкивается» вперёд с помощью светлотного и хроматического контраста, другие отдаляются к фону.



Эти упражнения доступны каждому для самостоятельно выполнения. Очень рекомендую этот опыт, он сильно обогащает представление о работе с цветом и прокачивает чисто технические навыки — смешение нужного цвета, аккуратность работы кистью.
Tags: композиция, методика, обучение, рисунки, учебная группа Дмитрия Горелышева ll, цвет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments