Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

Кружок

О том, как прошел курс о рисовании по воображению "Где найти сюжет"

Курс был адресован к тем, кто хотел на время отложить натурное рисование и приобщиться к иллюстрации, научиться рисовать придуманное. На каждом занятии участники выполняли упражнения и искали идею для работы, сюжет. Финалом должна была стать серия работ, но в итоге результат получился более разнообразный: от серии до комикса или одной завершенной разработки. Каждый участник сделал как минимум одну законченную работу-иллюстрацию, которую можно поместить в портфолио. Ведущая курса, Света Муллари, рассказала о заданиях.



Первое занятие – игра в слова
Цель: найти сюжет в скомбинированном случайным образом словосочетании.

Правила такие: берем случайный набор слов, можно заголовки газетных статей, фразу из книг, выбранные случайным образом, и т.п., кладем в условную шляпу и тянем два (или больше) слова. Получившееся сочетание слов служит нам отправной точкой для придумывания сюжета. Дальше делаем наброски, уточняем композицию. Очень важно при выполнении этого задания уйти как можно дальше от первоначальных ассоциаций, развить тему и не воспринимать текст буквально.

Cлова: корявый, чистюля



Collapse )

Второе занятие – формальный поиск
Цель : найти сюжет, основываясь на абстрактной композиции.

В отличие от первого задания, источником вдохновения при поиске сюжета служит не смысл, а форма. Способов поиска абстрактной композиции достаточно много: спонтанное рисование, абстрактная монотипия, пятна Роршаха, поиск пластического взаимодействия в окружающем пространстве (пейзаже, натюрморте, интерьере). В данном случае мы воспользовались фотографией как отправной точкой для создания абстракции. Абстрактный лист, разобранный по тону, гармоничный по композиции – это основа для нашего будущего сюжета на тему «Внезапно». Чтобы избежать поисков информации в первоначальной фотографии (пейзаже, натюрморте), необходимо перевернуть полученную абстракцию, либо воспользоваться чужой.



Collapse )
Третье занятие – коллаж
Цель: найти сюжет, используя возможности коллажа.

В данном задании коллаж служит только источником непредсказуемого сюжета, а не частью эстетики. Найденный в процессе сопоставления несочетаемых объектов конфликт домысливается и служит источником сюжета. Выполняя это задание, важно не использовать коллаж как технику, которая позволяет сочетать большое количество фототекстур, создавая некую композицию. Нужно совмещать исходные смыслы, получая в результате новый. Этот найденный новый смысл служит источником вдохновения для создания сюжета. Далее мы рисуем этот сюжет. Коллажная часть задания включает в себя ряд упражнений на поиск смыслового конфликта в существе («Несуществующее животное») и события в неком пространстве, возможно при участии несуществующего животного. Хорошая проверка правильности выполнения этого задания – нарисованный по мотивам коллажа сюжет «работает» не хуже коллажного.



Collapse )

Четвертое занятие – иллюстрация в журнал
Цель: найти графическую метафору к сюжету, обозначенному в тексте.

На занятии группе предлагается проиллюстрировать конкретные тексты, например, реальные статьи из газет или журналов, распределенные случайным образом между участниками. Учимся искать метафору, составляем список ассоциаций, используя ключ для перенесения иллюстрируемого сюжета в другие условия. Примеры ключа - море, кухня, транспорт, сказки и т.д. При поиске задача отойти от первоначальной идеи как можно дальше.

Статья о уличных беспорядках в Мексике, в результате которых несколько сотрудников полиции пострадало от рук учителей.


Collapse )
Пятое занятие – поиск сюжета в набросках
Цель: найти сюжет в комбинации набросков фигуры человека, научиться искать неочевидный сюжет.

Делаем серию набросков друг друга разными способами (рисунок, аппликация, коллаж). Затем комбинируем получившиеся наброски на одном листе, в процессе додумываем сюжет. Источником сюжет может служить комбинация различных поз модели, их пластическое взаимодействие и возможный контраст эстетики.



Collapse )

Шестое занятие – наблюдаем жизнь
Цель: научиться искать сюжеты в окружающей жизни, понять, что внимательность и любознательность – главное оружие художника.

Перед занятием группе было дано задание: выезд на поле (музей, парк, вокзал). Основная задача – найти сюжет, некое взаимодействие, конфликт, несоответствие, историю в конкретном общественном месте. Фокус может лежать как в смысловом, так и в пластическом поле.
В аудитории на основе сделанных во время пленэра набросков, выполняем готовую композицию, предварительно додумывая композицию и сюжет. Способы сделать сюжет интереснее – помещение найденного сюжета в другие, может быть фантастические, условия, замена персонажей при сохранении общей фабулы, добавление нотки гротеска или наоборот, поиск максимально выразительного пластического решения и композиции.

В конце провели просмотр по итогам всех тренировочных занятий. Каждый выбрал один из сюжетов, найденных за это время. Этот сюжет даст начало серии работ.

Домашнее задание – продумать серию на основе выбранного сюжета, возможно, переосмыслить конфликт, добавить завязку или продолжение, сделать эскизы. Подумать, в какой эстетике хотелось бы выполнить итоговую работу.

Collapse )
Седьмое и восьмое занятия – работа над серией
Цель: научиться продумывать драматургию внутри серии, выбирать наиболее подходящее пластическое решение, выходить на готовый результат.

На основе всех сделанных за курс работ, выбираем самую удачную, либо имеющую простор для развития сюжета. Эта работа служит отправной точкой для финальной серии с развитием одного сюжета.



Collapse )

Отзывы некоторых участников

Дмитрий:
"1) Очень хорошо, что курс основан на методиках, а не на экстенсивном преподавании, вроде "сел и рисуй"
2) Советы преподавателя тоже очень меткие, чувствуется большой опыт в рисовании и мне кажется, Свете стоит почаще выталкивать людей из привычной и накатанной колеи, поскольку она такие вещи хорошо видит. Развиваться значит всегда пробовать что-то новое, даже если это страшно и непривычно. За это ей большая благодарность.
3) Я бы добавил этому курсу методик по постановке целей. Например, в психологии принято делать цель измеримой и с наблюдаемыми критериями, задаваться вопросом, что изменится через месяц/год благодаря этим упражнениям, и главное находить цель, по-настоящему желанную лично для этого человека.
4) На курс я ставил 2 цели: 1) Способы найти эффектную композицию 2) Расширить палитру материалов и техник рисунка. Насчет композиции напрямую методик не было, но сам опыт создания удачной абстрактной композиции и последующей иллюстрации по ней был для меня очень важен. Насчет палитры материалов добавились графит, гуашь+губка, возможно еще попробую перо с тушью в дальнейшем.
5) В целом я очень рад был оказаться в такой теплой и профессиональной компании, поскольку это мотивирует трудиться еще больше. Желаю всем нам успехов и удачи!"

Collapse )
Кружок

Запись в учебную группу "Выразительные средства графики"

Кружок открывает набор в новую группу о графике. Занятия будут раз в неделю, по воскресениям, с 11 до 15 часов, в Чистопрудной мастерской Кружка.
О курсе
Программа обучения базируется на коллективном опыте Кружка скорого рисунка, методике Дмитрия Горелышева (получить некоторое представление о ней можно здесь и здесь) и преподавательском опыте ведущих. Выполняя упражнения, разработанные в Кружке, участники научатся создавать законченные продуманные работы, ставить цели в рисунке, овладеют инструментами для воплощения задуманного, и все это - под руководством двоих преподавателей. Группа нацелена на индивидуальное развитие каждого участника в рамках общего направления. В фокусе внимания - создание завершенных графических работ.

Что будет:
- серьезные и "вечные" вопросы с самого начала
- внимание к тому, как мы действуем
- уважительное отношение к своей работе
- внимание к цели и идее автора
- поэтапное выполнение заданий с усложнением
- аналитический подход к работе: учимся понимать, почему, зачем и как изображаем
- знакомство с разными техниками графики и их выразительными средствами
- работа с высказыванием, текстом, сюжетом
- упражнения, связанные с техникой исполнения, и изобразительные задачки, развивающие художественное мышление
- выход на завершенную работу

Чего не будет:
- механического школярства
- шаблонных решений
- рецептов "как сделать красиво"

Группа будет работать циклами по несколько месяцев, первый продлится три месяца: в апреле, мае, июне. После подведения итогов работы группа завершит работу.

Ведущие
Занятия ведут Марина Бородина и Наталья Гриценко. Занятия в группе с двумя преподавателями позволят нам использовать индивидуальность и сильные стороны обеих, чтобы найти нужное слово и упражнение для каждого ученика. Ведущие ответили на традиционные три вопроса: кто вы, что вас привело, какова ваша цель.

Марина

"Я - Бородина Марина, давний посетитель Кружка, участница воскресной группы Дмитрия Горелышева с момента ее создания. Тренер по рисованию, автор и ведущая мастер-классов по основам графики. Художник–любитель. Член МОСХ (Эстамп). Мне повезло несколько лет заниматься у Александра Андреевича Ливанова. Всей душой я - фанат рисунка и графики, печатных техник, и особенно - ручной печати.

Я хочу работать с учениками длительно и индивидуально, чтобы их прогресс был глубже, чем это получается на коротких мастер-классах.

Я сторонник нескучных эффективных упражнений, обучающих рисовать свободно и с удовольствием, выражать собственное отношение, воплощать свои идеи. Моя цель в группе - создание набора таких упражнений и их коллективная практика. Мне интересны не только учебные занятия, но и совместные творческие проекты и выставки. Вторая цель - формирование круга увлеченных единомышленников."


Прошедшие курсы Марины на Кружке:
Поступательное движение: пять упражнений в рисовании
Эксперименты-2
Эксперименты
Три полезных упражнения к лету
C чистого листа


Некоторые работы Марины можно посмотреть у нее на фейсбуке.

Наталья:


"Я - Наталья Гриценко, художник и педагог, давний участник Кружка. Работаю в двух группах Дмитрия Горелышева.

К созданию группы меня ведет желание представить альтернативу тем нерабочим подходам, а то и профанации, которые выдают за методики обучения начинающих и любителей. Я знаю, что при правильном серьезном подходе люди с любыми навыками рисования или даже с их отсутствием могут создавать сложные красивые вещи и вообще могут многое, и хочу поделиться этим.
Это будет мой вклад в распространение коллективного опыта Кружка. Мне обидно за тех, у кого отбили охоту рисовать, кому объяснили, что он не может рисовать, кому предложили довольствоваться малым и простым. Хочу, чтобы те начинающие и любители, которые недооценивают себя и считают неспособными, разубедились бы в этом и открыли бы для себя глубину и многообразие рисунка и своих возможностей.
Моя цель - создать результативную методику обучения начинающих и любителей, которая даст людям не только технический инструментарий, но поможет им ставить рабочие задачи и разрешать вопросы личностного свойства, которые возникают на пути у многих рисовальщиков. Выпускник нашей группы - это человек, готовый к самостоятельной работе и осознающий, что и зачем он делает и куда идет, рисовальщик, который принимает решения и воплощает их.

Я буду помощником на индивидуальном пути развития, буду поддерживать участника в трудные моменты и разделять с ним радости, то есть - буду рядом."

Прошедшие курсы Натальи на Кружке:
Целеполагательные выходные в Петербурге
Вводный курс о рисовании фигуры
О целеполагании и средствах достижения цели
О преодолении боязни белого листа


Некоторые работы Натальи можно посмотреть у нее на фейсбуке.

Кого мы ждем
Группа подходит рисовальщикам на любой стадии развития, начиная с осознания того, что вы хотите рисовать. Мы ждем тех, кто хочет начать с нуля, тех, кто хочет начать заново, тех, чья профессия связана с изобразительными искусствами, и тех, чья деятельность совсем не связана с рисованием.


Тем, кто хочет попасть в группу, нужно написать на почту shtabkruzhka@gmail.com письмо с темой «Хочу в учебную группу Марины и Натальи». В письме нужно ответить на вопросы:

- Кто вы?
- Что вас привело?
- Какая у вас цель?

Приложите к письму несколько ваших лучших работ. Прием заявок - до полуночи 13 апреля. Не все, кто прислал заявку, попадут в группу.

Группа работает по воскресениям с 11:00 до 15:00.

Занятие стоит 1500р.
strg

Три года учебной группе по средам

Вчера исполнилось три года с начала занятий со второй натурной учебной группой. Эта группа была набрана по причине того, что в первую, занимающуюся по вторникам, все желающие не умещались, теперь они благополучно не умещаются в обе — в очереди больше сотни человек. За три года группа превратилась в очень цельный коллектив, на данный момент это, пожалуй, самая цельная по совокупности качеств группа.

Прошедший год — это серьёзный срок для проверки состоятельности мероприятия, пора снова сделать выводы и поделиться соображениями. Поэтому я традиционно попросил ребят написать отзывы о занятиях — честные и без прикрас. Эти самые отзывы я предлагаю вашему вниманию без какой-либо цензуры.

В качестве иллюстраций в этот раз — работы с задания о трёх художниках, огромный репортаж о котором будет опубликован совсем скоро. Спойлер это или тизер — решайте сами.

Полина:



«Пишу отзыв уже третий раз, прочитав перед этим два предыдущих. И каждый раз есть, что написать такого, что в предыдущие годы не было доступно моему пониманию. Группа очень живая, и вместе ростом каждого из участников растет и она сама. Если в прошлые годы средовая группа была более учебного и технического толка, то сейчас она для меня встала вровень с воскресной, которая держит направление более в сторону содержания и глубины. Этот год в средовой группе был очень ценным для меня, в нем не было массы громких открытий и чудесных избавлений, в целом заданий и тем было меньше по сравнение с другими годами, как мне показалось. Но весь он был про взаимодействие и отношение, про чуткость, собственное развитие в плодородной среде и про развитие этой самой среды. Это очень важно заметить, что процесс не менее важен, чем результат. Большое спасибо Диме и всем участникам за возможность быть частью этого организма.

Про минусы сказать не могу, потому что не вижу их.

С Днем рождения, средовая группа!».


Collapse )
др

О том, как прошел ноябрьский блиц-курс Марины Бородиной

Ноябрьский трехдневный блиц-курс "Эксперименты-2" под руководством Марины Бородиной ставил перед участниками несколько задач. Участники курса как расширяли арсенал техники, так и углубляли исполнительские навыки. Кроме того, они учились вести работу от конкретно сформулированной цели, чтобы через поиск и отбор прийти к законченной вещи. Марина сделала постановку цели рисунка, отказ от привычного решения и умение доводить работу до конца основной ценностью курса.



Collapse )
Collapse )
Collapse )
Collapse )
Collapse )
strg
  • gdmitry

Две насущные выставки

На Винзаводе в Цехе белого идёт выставка «Ура! Скульптура!».


На переднем плане работа Алины Клейтман «Чёрная, очень чёрная и очень-очень чёрная магия».


Стас Багс, «Память 3. «Уснул я почти мнгновенно».

В классическом понимании скульптура — это сначала чистая пластика, а потом уже некий текст, если он нужен. Мы можем переживать отвлечённую форму, не зная сюжета (пример тому — фрагменты античных скульптур, не дошедших до нас в полном виде). Но в современном искусстве пластика часто уступает место тексту, метафоре. Поэтому мне было очень интересно посмотреть вживую, что же такое скульптура в нынешнем прочтении.
Главное впечатление — эта скульптура сделана для восприятия всеми органами чувств. Традиционная пластика не живёт без пространства, света и без нашего зрения, только так мы воспринимаем её натуроподобие в случае фигуратива или крастоту соотношения масс в случае абстракции. Скульптура на этой выставке взывает ко всем вашим чувствам — важен запах, характер поверхности (без прикосновения к торсу со второй фотографии вы не почувствуете этой работы), ощущения возникающие во рту, на поверхности вашего тела при взгляде на объекты — всё это становится новыми выразительными средствами. Зачастую не смотришь на произведение, а сопереживаешь ему. Материалы тоже крайне разнообразны — дерево, металл, силикон, строительная пена, шерсть, ДСП. И радует, что практически везде этот материал выглядит неслучайным и органичным.

Рекомендую к посещению.
До 24-го января.

В Галерее Галеева на днях открылась выставка «Школа Кузьмы Петрова-Водкина».


Миней Кукс, «Автопортрет в тельняшке».


Алексендр Самохвалов, иллюстрация к книге «Водолазная база».

После полугодовой паузы, взятой на ремонт, галерея приросла третьим небольшим залом и снова доступна для посещения.
Кузьма Петров-Водкин был не только уникальным в своём роде художником, но и основателем школы, давшей нам много совершенно самобытных авторов. На этой выставке, как и на выставке учеников Филонова, хорошо видно, что полноценными художниками стали те, кто не пытался самозабвенно подражать мастеру. В экспозиции есть некоторое количество работ, имитирующих живописные и композиционные «фишки» Петрова-Водкина, и они совершенно вторичны по качествам, представляют разве что коллекционную ценность. Гораздо интереснее смотреть работы авторов, которые взяли от учителя необходимое и пошли своей дорогой, например — Елена Эвенбах, Александра Якобсон, Александр Самохвалов, Виктор Пахомов, Елена Сафонова (несколько листов из её книги про реку есть на выставке).
Живопись и графика представленны в экспозиции равновесно, новый дальний зал почти полностью посвящён иллюстрациям, сделанных бывшими учениками Кузьмы Сергеевича. А сам он представлен на выставке несколькими совершенно замечательными тушевыми рисунками.

Идти обязательно.
До 15-го апреля.