Гриценко Наталья (skajilegko) wrote in strg_circle,
Гриценко Наталья
skajilegko
strg_circle

Рассказ о том, как прошел вводный курс по рисованию фигуры в студии "Анимаккорд"

В декабре прошлого года сотрудники студии "Анимаккорд", что делает мультфильм про Машу и Медведя, пригласили меня вести наброски на студии в условиях очень ограниченного времени: два часа один раз в неделю. В целом запрос был следующий: больше понять о конструкции фигуры и учесть специфику места работы, те занятия должны были быть ориентированными на практику и затрагивать вопросы выразительности. Рисовать модель хотели как люди, чья работа связана с изображением, так и те, кто занимается в студии делами, к рисованию не имеющими никакого отношения. У группы был опыт организации и проведения набросков на своей территории, в том числе с преподавателем, но то одно, то другое не устраивало; было понимание, чего не хочется. С учетом всего этого на базе заданий, разработанных Дмитрием Горелышевым (подробно о них можно почитать по тэгу "Учебная группа Дмитрия Горелышева"), была написана программа занятий. Здесь нужно добавить, что мы открыты для предложений провести уникальный курс, сделанный под запросы и нужды конкретного коллектива, внутри какой-либо компании или студии.

Я разделила программу на три условных блока: инструмент рисовальщика и способ действия, форма, выразительность. Условных - потому что на одном занятии решалось сразу несколько задач, которые проникали из одной темы в другую. Некоторые рисунки участников группы, результат примерно тридцати часов работы, - под катом. Для тех, кто любит покороче: на черно-белой фотографии - рисунки до наших занятий, на цветной - после.

Было:


Стало:






Большое спасибо коллегам за помощь, а группе - за работу! Слово участникам:

Аня:
Села, пересмотрела все работы с осени по сегодняшний день, перебрала все свои мысли о занятиях. Получилось вот что:

- из положительного. Очень заметно, по моим работам, что я перестала "топтаться на месте". Рисуя раньше, "сама по себе", я как бы рисовала не развиваясь, не исправляя собственные ошибки и из раза в раз повторяя одни и те же приемы. Мне часто не нравились мои работы, но что не так - было непонятно. Теперь я вижу - что было не верно, и главное - КАК можно исправится, куда двигаться дальше. Очень правильное решение, для меня, было "вырвать" из рук привычные материалы и попробовать что-то другое. Не все материалы понравились - но многое дало возможность подумать и переосмыслить. Теперь можно и дальше поэкспериментировать с материалами, не так страшно - ведь может получится что-нибудь интересное ).Вообще, что мне особенно понравилось, так это выход из привычных рамок рисования. Учеба у меня была давно, все что рисовалось в последнее время "для себя" застряло в рамках и привычных приемах, и крутилось на одном месте. Занятия хорошо "растормошили".

- из того, чего не хватило. Точно не хватило анатомической, ученической части. Мне вот точно еще б "кубических" людей, "круглых" людей, формы хотелось бы порисовать. Мне вообще кажется что надо было месяц - два посвятить таким наброскам. Я много полезного набралась на наших занятиях, но хотелось бы еще. Многие анатомические вещи нужно дорабатывать. Особенно было показательно занятие с набросками "наоборот". Очень большой пробел в построении фигуры, просто ужас... Самостоятельно такие вещи все же сложновато.

Итог - очень все полезно. Как показали занятия - не обязательно рисовать все "красивенько" ), можно и поэкспериментировать.

Спасибо!

Филипп:
я недавно на одном сайте рисовал девушку во тьме и подумал (вспоминая урок про пятна тени) что здесь можно сделать просто чёрный фон, серый силуэт, свет на волосах, лице и груди, объединённый в одно пятно (это означало, что урок про пятна тени уже взят на вооружение)

вставки форм, благодаря им стало легко и приятно рисовать икроножную мышцу вид сзади, а также намного убедительнее выглядит рука с кистью на голове, локоть на нас, просто в человеческой фигуре у художника есть любимые места, например он такой рисует и капает слюной с клыков - вот щас я нарисую свой любимый изгиб шеи вместе с трапецией и плечом одной умелой красивой линией, а другие части тела они не такие клёвые, например стопа, фиг знает как её рисовать, а благодая приёмам типа вставки форм, этих вкусных вещей в фигуре становится больше.

утолщение линии на близлежащих объектах очень помогает сделать убедительнее локти и колени, идущие на нас, до этого приёма я бы делал воздушную перспективу на фигуре проработкой штрихом ближних деталей, а удалённые постепенно тусклеют и уходят в белую бумагу, но одно другому не мешает, теперь эти приёмы можно комбинировать.

знак - аще норм, заставляет по-другому смотреть на людей, схватывать две-три их основные характерные черты, я изобретал знаки ранее, придумывая их из головы, но обозначить живого человека, на которого смотришь - это что-то новое))

Леон:

Наташа попросила нас написать отзыв о прошедших занятиях: «что поняли, что осталось непонятным, что понравилось, что нет, какое занятие было самым запоминающимся и полезным, а чего не хватило, в свободной форме».

Пишу исключительно от своего имени. Итак по порядку:

1.    «что поняли и что осталось непонятным». Не понял ничего, а непонятным осталось все остальное. Я и раньше знал, что ничего не знаю, но после общения с Наташей говорю об этом уверенно и с гордостью.Хотя, конкретный пример того, что было не понятно – есть. На одном занятии надо было «нарисовать нежность модели». Теоретически, если бы я решал эту задачу, я бы искал жест, позу, деталь, выражение лица, показывающие нежность конкретного человека. А здесь надо было изобразить нежность модели в конкретной позе, которую я не выбирал. Модель стояла на высоком подиуме ко мне спиной (по-моему, даже ее рук мне не было видно). Честное слово: женская спина, женская попа и женские ноги вызывают во мне множество нежных чувств, но я так и не успел понять, как их нежно изобразить.
2.    «что понравилось». Прежде всего: красивые натурщицы и натурщики и апплодисменты им в конце заняий. А если серьезно, то наташино настойчивое желание и деликатное умение убрать у новичков привычную точку опоры. Взгляд на себя с неожиданной стороны – отличное средство от «впадания в прелесть».
3.    «что не понравилось». Не помню.
4.    «какое занятие было самым запоминающимся и полезным». Запомнились два. На первом была аппликация – резать бумагу лезвием «Shick» от безопасной бритвы очень опасно и неудобно, поэтому необходимо точно расчитывать движение. А второе запомнившееся занятие – это то, на котором я не был, и на котором все нарисовали классные портреты друг друга. Оно действительно оказалось очень для меня полезным: так жалею, что не пришел, что собираюсь не пропускать все последующие.
Кстати, как мне кажется, когда учишься, самое полезное как раз и не запоминается, потому как это то, что, с необходимостью, постоянно и изо дня в день.
5.    «чего не хватило». Не хватило и хорончески не хватает времени.

Среди Наташиных вопросов нет такого: «что показалось забавным, неожиданным, удивительным?». Поэтому сам себе его задам и сам же на него и отвечу:

1.    быстрый, цепкий взгляд натурщика или натурщицы на рисующих. Смотрите: я – не художник. Наверное, – старомоден. Выражаясь деликатно: очно незнакомых голых девочек (и мальчиков) вижу только на нудистском пляже (мальчиков – еще и в общественной бане). Воспитание не позволяет мне долго, не таясь, во всех деталях рассматривать пусть даже и одетого человека. Рисование с натуры – это, конечно же, совсем другое дело. Здесь рассматривать – можно и нужно. Но когда поднимаешь глаза от рисунка, смотришь на натурщицу и ловишь на себе ее спокойный, быстро переведенный в сторону, взгляд, понимаешь, что и тебя тоже рассматривают, и тоже внимательно. Это забавно.
2.    неожиданно интересными получились рисунки, сделанные совместно несколькими участниками набросков.
3.    удивительно было то, что рисунки меняют отношение к человеку. Вроде бы знакомы давно, и хорошо знаем друг друга, а посмотришь на работу, которая нравится, и с удивлением начинаешь на автора смотреть по-другому – рисунок про него рассказал что-то новое.


Надя:

Курсы понравились. Узнала для себя что-то новое. Учились смотреть на поставленную задачу с разных сторон.  Зарядилась энтузиазмом рисовать и дальше. Надеюсь  задор не угаснет.

Михаил:

В целом всё было полезно, познавательно и интересно. Наверное маловато. Но тут уж мы были ограничены временными рамками. Нужно больше самостоятельно работать. Понравилось: объяснения, подача, новизна и познавательность. Но иногда я ловил себя на мысли, что просто не понимаю что я должен делать. Особенно это касалось "постановки задачи" самому себе. Всегда считал, что надо просто нарисовать натуру - разными материалами, разной техникой - но нарисовать то, что я вижу. Если задумываться о чём-то сверх этого, ставить некую задачу, то иногда наступал просто ступор - что же я должен сделать?! )) Иногда смущали Ваши комментарии в процессе рисования - именно в процессе. Немного сбивало с мысли. Иногда, когда понимаешь, что сделал всё не так. не по заданию, тогда казалось, что всё пропало, и я ни на что не годен..)) Может быть стоит обсуждать уже после занятия, или во время перерыва?..  Но это так.. мысли вслух, а не критика.. )) Вспоминаются наброски с натуры, которые были у меня на другой студии. Я каждый раз подходил к нашему главному художнику и просил посмотреть работы и прокомментировать. А он отвечал, мол подожди пока, порисуй, вот разрисуешься, тогда посмотрим и обсудим. В этом тоже была своя правда, т.к. накопился объём рисунков, среди которых были и неудачные, и неплохие - было что обсуждать. Хотя, оглядываясь на наши занятия, кажется, что и комментарии преподавателя в процессе тоже уместны.. И ещё одно маленькое отступление. Многие из нас вышли их рисованной мультипликации.  А там есть своя специфика в рисунке. Если говорить о классике анимации, то у персонажа должен быть ровный замкнутый контур. И после десятка лет работы в таком ключе, рука сама рисует так , как привыкла, автоматически. Очень сложно переключиться на рисование художественное с выделением переднего плана, объёмов и пр. Нвверное проще обучаться с нуля, чем переучиваться. )) Вот такой отзыв..  Спасибо Вам за внимание к нашей группе. Всё было здОрово!


Разговаривали о линии, о пятне, об этапности ведения работы.









































Рисовали сечениями, рисовали кубических людей, рисовали фигуру по представлению с противоположной точки.


















































Разговаривали о самостоятельной работе и постановки задачи.














Tags: + Наташа Гриценко, Анимаккорд, кружок на вашей территории, наброски, отзывы, результаты, репортаж, учебная группа Наташи Гриценко, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments