Канцелярия Кружка (ksr_office) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Канцелярия Кружка
ksr_office
kruzhokskorogorisunka.ru

Category:

О том, как прошел курс Марины Бородиной "Поступательное движение: пять упражнений в рисовании"

Курс Марины Бородиной состоял из пяти занятий-тем. На каждом из них участники выполняли серию упражнений с простыми предметами и выходили на законченный результат. Финалом стал творческий проект.

Первое занятие: линейный рисунок
Рисовать с натуры с помощью линий может автор любого уровня. Линейный рисунок позволяет показать расположение предметов и выделить интересующие автора детали. Цель занятия: познакомиться с линейным рисунком, научиться рисовать с натуры линиями, разнообразить и научиться применять некоторые выразительные средства линейного рисунка.



Упражнение 1
Инструменты: черный карандаш, линер или ручка, плотная бумага А4.

Выберите один предмет или группу предметов. Изучите их и изобразите на бумаге линией все характерные изменения формы: сгибы, углы, края. Следите за тем, чтобы линии поверхности, которую мы видим частично, не повисали в воздухе. Они должны смыкаться с линиями поверхности, которая ее перекрывает. Важные слагаемые хорошего линейного рисунка - длина и непрерывность, разнообразие линии. Интересно рассматривать сочетание участков с большим количеством деталей и участков пустых, обобщенных, лишенных подробностей.











Упражнение 2
Инструменты: плотная бумага А4, А3, линер, ручка, кисть, тушь, маркер.

Изучив предмет, изобразите его форму более грубым инструментом, чем линер или черный карандаш, на листе малого размера. Это может быть широкий маркер, кисть или деревянная палочка, тушь. Чтобы справиться с сочетанием толстой, менее управляемой и привычной линии и небольшого формата, потребуется увидеть и использовать наиболее информативные и выразительные элементы формы. Затем нарисуйте тот же предмет тонким инструментом на бумаге большого размера. Это потребует внимания к детали.













Упражнение 3
Инструменты: черный карандаш, линер или ручка, плотная бумага А4.

Передайте фактуру предмета - шероховатую, гладкую, колючую, - используя только средства линии - шероховатую, гладкую, колючую. Помните, что качество поверхности лучше читается в сравнении с противоположным: фактурный рядом с гладким, угловатый - рядом с плавным и мягким.

Упражнение 4
Инструменты: любые, удобные для рисования линией.

Исследуйте, как с помощью линии можно рисовать поверхность. Попробуйте "одеть предмет в тельняшку". Обратите внимание, как параллельные линии и их движение на сгибах создают форму предмета.








Второе занятие: тон и штриховка. Рисование формы светом
C помощью штриховки можно изображать пространство. Например, сделать разные по тону планы. Можно объединить предметы на второстепенных планах и выделить контрастом интересующие предметы. Можно использовать законы воздушной перспективы: с удалением предмета от зрителя ослаблять контраст, смягчать очертания предметов. То, на что направлено внимание художника (и зрителя), можно выделять контрастом и деталями. Чтобы ослабить темное, обобщить и выровнять тон, удобно использовать "белый штрих". Его делают острым краем ластика. При продуманной роли тона и штрихов в работе, тон может быть набран не только обычным штрихом, но и фактурным, декоративным. Цели занятия: познакомиться с рисунком штрихом, научиться передавать массу предмета и пространство штрихом и тоном, научиться набирать плотность тона простым штрихом и фактурным, научиться передавать форму штрихом.




Упражнение 1
Инструменты: Простой или черный карандаш, линер, бумага А4.

Создать тон разной степени насыщенности помогает штриховка. Ее отличие от "закрашивания" или тушевания в том, что при правильной штриховке тон создается сеткой пересекающихся тонких штрихов, сохраняя нетронутые участки бумаги. Эти просветы позволяют наносить дополнительные слои штрихов и таким образом добиваться большой глубины, насыщенности и разнообразия тона. Потренируйтесь штриховать. Добейтесь прозрачного и максимально насыщенного тона.

Упражнение 2
Инструменты: простой или черный карандаш, линер, бумага А4.

Передайте форму предмета, используя направление штриха, повторяющее наиболее выразительные, информативные сечения предмета. Например, эллипс для шара, прямую - для куба.






Упражнение 3
Инструменты: простой или черный карандаш, линер, бумага А4.

Передайте форму предмета с помощью светотени, сгущая или ослабляя тон. Чтобы набрать тон, используйте повторение простого фактурного штриха: спирали, галочки, квадрата, буквы. Регулярно смотрите на рисунок на расстоянии, добавляйте тон там, где это нужно.




Третье занятие: цвет как инструмент графики
Цветная штриховка дает прозрачный тон, позволяет смешивать цвета и накладывать цвет поверх другого. Цветными карандашами можно делать законченные работы или предварительные эскизы для линогравюры и литографии. В отличие от живописи, цвет в графике - условность. Цель занятия: научиться работать цветными карандашами, использовать оптическое смешивание цветов, работать с ограниченным количеством цвета.




Инструменты: цветные карандаши, плотная бумага А4.

Упражнение 1
Используя полупрозрачную штриховку, подберите красивые сочетания цветов. Попробуйте смешать цвета, накладывая один на другой.

(иллюстрация к упражнению - заглавная в разделе)

Упражнение 2
Расположите на листе пятна цвета и пятна белого, добиваясь гармоничного сочетания и интересной формы цветного и белого. Используйте полупрозрачную штриховку.







Упражнение 3
Чтобы передать пространство с помощью цветных карандашей, нужно рисовать не собственный цвет предметов, а участки света и тени, воздушную глубину пространства. Тень всегда холоднее предмета, чем глубже пространство, тем холоднее тон поверхности и менее контрастны и свет, и тени.





Четвертое занятие: бумага как инструмент
Из бумаги можно создавать изображения ровными или фактурными цветными пятнами. Цели занятия: освоить возможности бумаги. Работаем с наложением цветного, удалением цветного до белого, взаимодействием фактур и цвета бумаги в технике аппликации.



Инструменты: нож, клей, планшет, бумага различного цвета и фактуры.

Упражнение 1
Выберите в группе предметов главного героя. Обобщите предметы переднего и дальнего плана, объедините. Изобразите их силуэтами разного тона, применив слои из бумаги нескольких цветов. Введите акцент: изобразите предмет-главного героя более детально, не сливая его с передним и дальним планом.





Упражнение 2
Упражнение с усложнением: работаем только темной и белой бумагой. Выберите в группе предметов главного героя. Предметы переднего и дальнего плана обобщите, объедините и изобразите силуэтами. Предмет-главного героя изобразите более детально: вырезайте темное, оставляйте просвечивающую белую бумагу.







Упражнение 3
Работаем в технике коллажа. Выделите предмет-героя контрастом акцента и обобщенных планов. Используйте фактуру бумаги: собственную, фактуру напечатанного на ней изображения. С помощью гнутой и мятой бумаги можно работать белым по белому.






Итоговое занятие. Творческий проект: серия работ
Серия позволяет выразить свою мысль более полно, подчеркнуть неслучайность выбранного сюжета, показать идею в развитии. Цель занятия: найти и выразить, сделать понятной зрителю, ту или иную идею или, например, продемонстрировать интересный предмет, через серию графических листов. Для раскрытия идеи в работе нужно использовать многое из изученного: линии, тон, свет, сочетания цветов или фактуру бумаги.

Серия альтернативных плакатов к фильмам



Инструменты: любые из пройденных.

Задача - выбрать и подробно исследовать тему серии, рассмотрев ее с нескольких точек зрения. Затем найти графическое решение и исполнить листы. Нужно найти формат и материалы, подходящие для передачи основной идеи. Изобразительные средства должны быть лаконичными, нужно создать законченные композиции и расставить акценты в отведенный срок.

В итоге на серию вышел только один участник: она и представлена иллюстрацией к разделу. Остальные предпочли выполнить упражнение на основе изученного и проделали самостоятельную работу в понравившейся технике, не упуская важных этапов: эскиза, цели, выделения главного и обобщения второстепенного.

Самостоятельная работа по изучению техник













Миша:

"Меня зовут Миша. Учился на физика, сейчас работаю художником-иллюстратором/дизайнером электронных обучающих курсов. К сожалению, по личным причинам смог посетить лишь 2 занятия, поэтому не знаю насколько мой отзыв будет полезен.

Моя цель была не расслабиться в праздники и мотивировать себя на работу. Позаниматься композицией, художественно раскрепоститься за счет непривычной работы. Курсы мотивируют прекрасно. Марине большое спасибо за знание и увлеченность процессом обучения. И плюс, и минус - сильная концентрация упражнений за одно занятие. С одной стороны получаешь колоссальное количество новой информации, с другой стороны, глубокого разбора материала все же не происходит. Но это было ясно и из программы курса.

Если говорить конкретно про упражнения, приятно было заниматься поиском композиционных решений в натюрморте. Осознать, что вроде бы скучный для меня жанр становится увлекательным, если подойти к нему осмысленно.

Получил мотивацию, новые знания и поводы подумать об общих вещах. Жалею лишь, что не смог посетить все занятия"


Cветлана:

"Курс Марины Бородиной стал для меня важным опытом и открытием. Дело в том, что в живописи я начинаю с нуля. Сейчас я понимаю, что раньше, приходя в картинные галереи, я видела картины по-другому. Не могла понять, о чем они и для чего. Речь идет о натюрмортах, предметных комбинациях.

Марина открыла для меня очень важную вещь - способность видеть картину глазами создающего. Правильно увидеть акценты, намеки, оставленные художником зрителю. К тому же Марина привила способность рисуя, думать об отклике, об аудитории, о том, кому написана эта картина.

Мастер-класс сформирован очень точно и тонко: первые несколько дней вы разгоняетесь, учитесь чувствовать руку, себя, приобретаете уверенность в мире предметов и вещей, а уже через несколько дней пускаетесь в отрыв. При помощи чуткого и отзывчивого, слушающего и видящего куратора, вы создаете что-то новое для себя. Мой совет: если вы давно хотите рисовать, но боитесь себя, доверьтесь Марине. Хочу еще раз сказать спасибо Марине, за все то, что она сделала для меня всего за 5 дней."

Tags: - Марина Бородина, курс, методика, результаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments