Гриценко Наталья (skajilegko) wrote in strg_circle,
Гриценко Наталья
skajilegko
strg_circle

Category:

Победа над боязнью белого листа: программа интенсива и отзывы участников



Курс был задуман и анонсирован (http://strg-circle.livejournal.com/334060.html) как  цикл занятий, направленных на развенчание самых распространенных заблуждений и страхов рисовальщика, как начинающего, так и опытного. О страхах все, по-моему, забыли уже к середине курса. Мы учились смотреть и думать, а не срисовывать, уходили от очевидного, работали с листом. Мы говорили о рисовании как о пластическом, графическом языке, как о средстве передачи замысла, открытии зрителю неочевидного. Каждый день мы старались рисовать как можно более осмысленно. Все задачи в рамках задания авторы ставили сами, работа тоже велась полностью самостоятельно. Я же старалась чуть раздвинуть традиционные среднестатистические представления о рисовании вообще и о хорошем рисовании в частности, показать множество равноправных решений.  В финале курса студенты были поставлены в самую обычную - и оттого трудную - ситуацию самостоятельной работы без задания сверху. Никто не поддался соблазну сделать показательную работу, не выбрал задачу попроще, а технику поэффектней, не повторил то, что удавалось ему лучше всего. Все авторы поставили себя в неудобное положение, постарались решить самую сложную для себя проблему и еще раз попробовать сделать то, что не получилось. По-моему это лучшее свидетельство победы над страхами.



Первый день был посвящен разговорам о природе страха, о методах его преодоления, о том, что и зачем вообще рисуют люди, о сюжетном и пластическом и о многообразии мотивов, которые движут рисовальщиками. В финале занятия надо было найти что-то привлекательное лично для автора в очень простой постановке и изобразить это, предварительно сформулировав свою задачу. На просмотре все попробовали понять, что и зачем изображал автор, какую задачу он ставил перед собой.











От фразы "Я не умею рисовать" мы избавлялись радикально. "Рисовать" заменили на "изображать" и изображали обнаженную модель в технике аппликации, вырезая из листа сразу ножом, без разметки. Вопрос "Что я сейчас буду изображать и зачем, что меня привлекает в постановке", конечно же, остался.













На третий день мы работали с листом во всех смыслах этого слова, занимаясь бумагопластикой. Через трехмерный рельеф, который проще сопоставить с трехмерными объектами,  мы плавно перешли к величайшему мошенничеству - изображению трехмерного мира в двухмерном листе, и заодно поговорили о двух основных выразительных средствах графика - линии и пятне. Над заданиями мы работали неисправляемыми материалами без предварительной разметки, вырабатывая твердость руки, уверенность, умение представлять готовый лист в начале работы и еще десяток полезных навыков.





Четвертый день был посвящен исправлению ошибок и превращению недостатков в изюмины. Над каждым листом посменно работали три автора, исправляя ошибки или развивая находки предыдущего рисовальщика.















На пятый день мы разговаривали о выделении главного, о второстепенном, о массе, детали, подчинении одного другому и взаимосвязях. Перед студентами стояла задача превратить некрасивый хаотичный веник в букет. Материал - тушь.











В каждой шутке есть доля шутки. Боитесь белого листа? Испачкайте его. Рисовали портрет в интерьере, соусом, работая от темного к светлому.









Группа зарекомендовала себя так хорошо, что я отошла от программы и усложнила задание. Вместо аудиторного рисования натюрморта мы пошли сначала на пленэр, а потом рисовать интерьер кафе, попутно поборов страх "Все будут на меня смотреть". Темой дня были великие возможности простого карандаша.











Восьмой день работы был посвящен использованию цвета в графике, не затрагивая его свойств в целом. Возможности были ограничены двумя цветами,  и каждый должен был выстроить собственную логику использования цветов.









Девятый день курса прошел без натурного рисования. Мы анализировали работы художников, выстраивали нефигуративную композицию на заданные темы, а затем придумывали сюжет на основе композиционной схемы соседа.







Десятый, заключительный день -  выход один на один с миром и белым листом.












Кирилл, занимается управлением и программированием, пришел на курс перенять подходы преодоления боязни чего бы то ни было. Опыта рисования нет.

«Главное, что я усвоил из курса, - это понимание важности правильной постановки задачи. В этом смысле показательным был день в середине курса, когда у меня была масса претензий к себе самому, но при этом я понимал, что задачи, которые перед собой поставил, я выполнил. Я пришел к выводу, что задачи были поставлены, если так можно выразиться, неправильно»

Юлия, графический дизайнер, образование профильное:

«Спасибо за психологию. Мне очень понравились твои рассуждения о страхах, это очень актуально и опять же никак не затрагивается на традиционных курсах рисования. Такой необычный подход, как постановка задач, пластическое решение впереди сюжетного мне очень понравился.

Удивительно получилось, что в таком формате курса всем, независимо от технических умений, было интересно, сложно, занимательно. Мы начали со сложного натюрморта, но задача была так поставлена, что любой человек по-своему, но правильно, мог её выполнить за счёт своего мозга!»

Мария, пишет тексты. В активе неудачный опыт обучения рисованию с преподавателем.

«Наташин курс - это удивительное приключение в мир рисунка, в котором ведущий указывает путь, освещает все темные и страшные места, но при этом не держит тебя за руку, не ограничивает, а мягко подталкивает делать все самому. Курс не рассчитан на проработку "академизма", в нем нет упражнений, который научат вас "правильно рисовать левую ягодицу", зато он дает другое более ценное: он освободит вас, если вы скованы, задаст вам направление, если вы потерялись, раскроет иные смыслы, если вы утратили понимание, а зачем вы вообще рисуете. Использование разных материалов (бумага для аппликаций, соус, карандаш, гуашь) помогают во-первых, по новому посмотреть на рисование, а во-вторых увидеть свои как сильные, так и слабые стороны.»


Светлана, техническое образование,  дополнительное образование – курсы училища 1905 г., прихожанка Кружка скорого рисунка:

« Сами задания каждый раз было очень интересно выполнять. Этот интерес включал мозг и заставлял его работать, и все страхи и сомнения, что не умею, никогда этого не делала, не получится, уходили на задний план, а главной становилась поставленная задача и то, как можно её решить.  Интересно, что и результат уже оцениваешь не просто с точки зрения нравится или не нравится (это была моя тема, с которой я пришла, мне ВСЁ не нравилось в моих работах), а более объективно, выполнена ли задача и как можно было бы улучшить результат. И становится понятно, что осваиваешь разные техники не только потому, что они классные и интересные, а чтобы максимально выразить задуманное.
поставленной задачи.  Благодаря группе, я увидела много вариантов решения одной задачи. И ещё я очень благодарна за поставленный на первом занятии вопрос: "Зачем рисовать?" Вопрос очень важный лично для меня, ответ на который зрел эти две недели работы в группе, и который я наконец смогла сформулировать.»
Tags: + Наташа Гриценко, - Арт-академия, курс, отзывы, страх, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments