Category: культура

Category was added automatically. Read all entries about "культура".

strg

Выставка Дмитрия Кавко «Постреальность»

В ММСИ, что на Тверском бульваре идёт выставка художника и дизайнера Дмитрия Кавко.



Ещё будучи графическим дизайнером автор плотно разрабатывал тему, я бы сказал, «иронического глитча» — искажения изображения не для визуального эффекта, а для изменения общепринятого смысла или в качестве насмешки над ним. При этом поле деятельности для этих изменений находилось в низменно-бытовой сфере — мусор, китч, мещанский вкус, украшательство. Данная выставка продолжает начатую тему на новом уровне. Основной её посыл — взаимодействие реального и виртуального, причём сразу в двух плоскостях. Часть экспонатов придаёт новый смысл предметам из виртуального пространства. Например, «Я хочу умереть, но у меня ничего не получается» — одновременно смешная и трагичная нарезка фрагментов видеоигры, где герой безуспешно пытается себя умертвить разными способами. Или видеоинсталляция «Ангелов переулок», где на виды с конкретных точек этого района Митино наложены виды из игры про зомби — бесконечная повторяемость и неотличимость экстерьеров роднит, по мнению автора, мир этой игры и мир реальный. Другая часть экспонатов наделяет реальные вещи виртуальными свойствами — например, прекрасные объекты вращения, сделанные из силуэтных фотографий полиэтиленовых пакетов с улицы.



На заглавном фото среди груды случайных предметов мирно спит маленькая модель автора, отсканированная и напечатанная на 3D-принтере.
Или работа «Собака на фотографии. Собака на стекле. Нет собаки» — перенос фотошопного инструмента из программы на реальный объект. Тут мне даже видятся аналогии (не знаю насколько осознанные) с серией работ Эрика Булатова на тему изображения, пересекаемого картинной плоскостью — воображаемые планы становятся осязаемыми.



В отличии от многих выставок актуального искусства тут я чувствую внутреннюю жизнь, неравнодушие и пусть ироничное, но не пустое остроумие. Я провёл на выставке около часа и мне хотелось вернуться ко многим экспонатам.

Рекомендую.
До 10-го июля.

Насущные выставки в Москве

Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения
Большая выставка в двух корпусах Пушкинского музея.
(Главное здание и Отдел личных коллекций)


Бакст Л. С. Эскиз костюма Беотийца к балету "Нарцисс" Н. Н. Черепнина. Около 1911


Выставка поражает в первую очередь своей разнонаправленностью. Создатели не стремились сосредоточиться на одном направлении творчества Бакста. Наоборот, они захватили многое из среды, в которой он работал и жил. Помимо работ Льва Бакста в музее представлены и костюмы к спектаклям, созданные по его эскизам, и фотографии танцоров в образах. Бакст просто поражает своей вездесущностью. Впечатление, что нет техники или сюжета, которые он не мог бы использовать. Особенно это ощущается в Отделе личных коллекций. На одной стене «Молодой дагомеец», – очень проработанная акварель в традициях реализма, а на соседней стене, – фовистский этюд маслом, пастозный, бело-желто-синий; и рядом, – малютки-эскизы для крышки табакерки гуашью и золотой краской. В творчестве Бакста есть стремление объединить искусства и привнести их в повседневность, стремление, характерное для эпохи модерна. Выставка подчеркивает этот важный момент. В залах можно найти костюмы для американских модниц, плакаты, флаконы для духов, эскизы узоров для тканей.
Пушкинский музей организовал образовательную программу, которая проходит в Мусейоне и Главном здании. На вступительной лекции мне удалось побывать. Куратор выставки, Джон Боулт рассказывал о Баксте и создании экспозиции. Отвечая на вопрос о популярности театра во времена Бакста, он сказал, что театр был как раз способом объединить искусства, ставшие в XIX веке далекими друг от друга.
До 4-ого сентября.

В Центре фотографии им. братьев Люмьер идет выставка Сандро Миллера «Малкович, Малкович, Малкович: Оммаж мастерам фотографии».

«Малкович..» можно назвать серией фотокопий. Сандро Миллер скопировал снимки, которые не только влияли на его творчество, но стали иконами в мире фотографии. Для всех сюжетов в качестве модели он пригласил Джона Малковича.

 
Сандро Миллер (2014) / Хорст П. Хорст. Mainbocher Корсет. (1939)

Сандро Миллер (2014) / Виктор Скребнески. Бетт Дэвис (1971)

«Как снять Орсона Уэллса без Орсона Уэллса?», – спрашивает Джон Малкович в документальном фильме о съемках серии.
В портрете нам часто кажется, что модель придает фотографии смысл. Проект Сандро Миллера показывает, что смысл фотографии придает не только модель, но изобразительные формальные средства. Что форма в изображении равна содержанию. Я смотрю на фотографию Бетт Дэвис и вижу психологический портрет сильной, волевой личности. То же самое я вижу, когда смотрю на копию с Джоном Малковичем, хотя Бетт Дэвис на фотографии уже нет.
Сандро изучал каждый снимок очень подробно: способ получения, размер отпечатка, условия и историю съемки. Поэтому все фотографии серии разного размера. Выставка имеет интересный эффект: можно угадать настоящих фотографов и настоящих моделей, даже если вы не видели оригиналы, на которые ориентируются копии, – настолько узнаваемый получился почерк фотографов.
До 28-ого августа.
др

Обзор двух московских выставок

Рекомендую к посещению две выставки, которые сейчас идут в Москве.

"Река Конго. Искусство Центральной Африки. Из собрания музея на набережной Бранли (Париж)", ГМИИ им. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

маска1.jpg
Антропоморфная маска-шлем. Конго. Народность суку XX век. Дерево, каолин.

1435258489.jpg
Саркофаг. Демократическая республика Конго. Народность элеку. Начало ХХ в.

Если верить знатокам, последняя большая выставка африканского искусства была в 1981 году в Эрмитаже. Сейчас в ГМИИ Пушкина выставлены 190 произведений традиционного искусства шести стран Центральной Африки. В основном представлены маски и небольшая деревянная ритуальная скульптура, реликварии, чуть-чуть оружия, совсем чуть-чуть тканей. Это возможность посмотреть на что-то непривычное, отличное от того, что мы привыкли видеть. Возможность увидеть очень цельные законченные вещи, ритмичные, лаконичные, в которых минимумом средств точно сделано необходимое: четкая выразительная форма как в объеме,так и в плоскости, соотнесены целое и деталь. Это очень красивая, яркая и притом благородная, без аляповатости, выставка, куда нужно идти за вдохновением, рисовать. Удачно, что в том же здании можно посмотреть работы Андре Дерена, Пабло Пикассо, Анри Матисса, на которых на определенном этапе творчества оказало влияние африканское искусство.

Отдельно отмечу уместно оформленное экспозиционное пространство и сопроводительные тексты об африканских племенах и их традициях в карманах по стенам, прочитать их стоит уже только ради африканских пословиц.

До четвертого сентября.

«Генезис» в усадьбе Муравьевых-Апостолов
obl_664x444_09-3-9828.jpg
Себастьян Сальгадо. Женщины племени Яли на отдыхе.

09-7-16348.jpg
Себастян Сальгадо. Колония антарктических пингвинов на Маунт Майкл, вулкане на Южных Сандвичевых островах

К обзору выставки Себастьяна Сальгадо, сделанному Настей Антоновой, добавлю, что в первую очередь на эту выставку черно-белых фотографий большого формата стоит сходить потому, что Сальгадо – серьезный художник, о работах которого можно задавать вопросы. Есть очень красивые, сложные неодноразовые вещи, много декоративных работ, есть изящные решения, есть работы «на эффект», беспроигрышные, но неглубокие, есть, как мне показалось, и неудачные, несобранные: выставка большая, около 250 снимков, необходимо включать зрительский отбор. Туда надо идти смотреть, как нужно работать с фактурами: это выразительное средство там освоено в совершенстве. На мой взгляд, многие изображения Сальгадо приводит к плоскости, орнаментальному ковру, и вот там нужно смотреть на ритмы и на «пропущено-заполнено». Его работы по подходу совсем не похожи на привычные нашему взгляду фотографии советских классиков с их кристалльным фокусом внимания, стройной композицией. Другой подход, ну а на «другое» всегда стоит посмотреть, неважно, понравится оно или нет. Кроме того, это тот случай, когда то, что снято, само по себе не менее интересно, чем как это сделано.

После выставки для полноты картины рекомендую посмотреть фильм Вима Вендерса «Соль земли» о творческом пути Сальгадо, в том числе и о репортажных проектах о человечестве, которые и принесли фотографу известность.

Выставку продлили до 26 июня.
strg

Обзор пленэрных заданий в воскресной группе, лето 2015 года



Наступила пора пленэров — самое время рассказать о том, что делала воскресная группа прошлым летом.

Collapse )
strg

Выставки в галерее Ковчег

В разных залах галереи проходят две интересные выставки.

В основном помещении на улице Немчинова идёт выставка «Реки и мосты».


Пётр Митурич, «Мимо Жигулей», автолитография.


Надежда Крестинина, «Пловец», х/м.

Тема выставки летняя, пленэрная, рекомендую её тем, кто рисует. Она про лето, про воду, про воздух. Сама экспозиция получилась очень лёгкой, нарядной, но не легковесной. Отличные работы представлены как от «классиков» — Ведерников, Митурич-старший, Максимов, Лабас, так и от ныне живущих авторов, в том числе молодых — Сутягин, Буравлёва, Крестинина. Впервые видел рисунки Леонида Казенина, очень тонкие.

Очень качественная созерцательная выставка.
А ещё рекомендую обратить внимание, как Пётр Митурич работает с белым в литографии с палубой (в начале поста).

До 3-го июля.

В филиале галерее в Трубниковском переулке идёт выставка «На том стоим».


Александр Максимов «Ноги Веры».



Тема выставки нетривиальна — она полностью посвящена человеческим ногам в разных проявлениях. Это и соединение нас с землей, и форма, и ритм, и стройный силуэт. В сравнении с «Реками и мостами» экспозиция не такая цельная и ровная по качеству работ. Но есть вещи, ради которых стоит идти на выставку — по моему мнению это прежде всего серия работ позднего Максимова, большие листы (около А2) изображающие ступни людей и прилегающее пространство. Очень красивые по технике — красно-коричневая гуашь и карандаш. Кроме того — интересные листы Анастасии Асвойновой, нежный Ведерников и гвоздь экспозиции — бетонные ноги пионера, часть скульптуры из Смоленской области. Они не полностью очищены от земли и мха, а ещё больше органичности добавил ползавший по ним жук. Этакий пенёк человека.

До 4-го июня.
strg

Монохромная гравюра на картоне. Фигура в интерьере



Задание для группы по средам.

Дано: Занятия с моделью, предметами в интерьере и станком.
Задача: Соединить опыт работы с фигурой, пространством и композицией в печатной графике.

Collapse )
Кружок

Приглашение на открытие выставки А2ПВХ 29 апреля в 19:00

Приглашаем на открытие выставки А2ПВХ в эту пятницу, 29 апреля, с 19:00 до 21:00. Кроме того, выставку можно будет посмотреть в субботу с 12:00 до 19:00. Выставка пройдет в пространстве Пиранези Лаб (Переведеновский переулок, д.18, ЦТИ Фабрика, вторая проходная, стр.2.) Вход свободный.

А2ПВХ – выставка печатной графики, собранная по итогам одноименного трехдневного интенсива Кружка скорого рисунка. Ведущая интенсива, Маша Титова, предложила участникам условия, близкие к безвыходным, – за восемь часов каждого дня на заданную тему в незнакомой, экспериментальной технике сделать завершенный графический лист немалого размера. Удивительно разные, друг друга задирающие, тихо шепчущие фигуры, лица смотрят с листов. Ракушки, камни и перья с конструктором лего собираются в тетрис.

Рукотворные афиши выставки готовы украсить стены:
106b0602-725f-4241-84dd-611c7945ee00.jpg
strg

Выставка-диптих Александра Максимова





На прошлой неделе в Москве открылась двухчастная выставка уникального художника Александра Максимова. Первая часть, «Жизнь Веры» — в Государственном Музее Пушкина, вторая часть, «Цветы» — в филиале галереи «Ковчег» в Трубниковском переулке (очень приятное новое пространство).

Я очень рад тому, что «Ковчег» продолжает показывать этого малоизвестного ныне автора. Чуть больше года назад в Ковчеге была уже выставка Максимова, я писал о ней. Сейчас есть возможность увидеть больше работ, многих из которых не было в прошлой экспозиции. Максимов — художник очень разнообразный, как технически, так и идейно (этим он мне напоминает другого универсала — Дэвида Хокни), но больше всего я ценю в нём даже не высочайший уровень собственно графики, сколько совершенную искренность и органичность во всём. Каждый лист декларирует уникальность момента и средства подбираются соответственно ему. О какой бы мелочи ни шла речь — бытовые предметы, разговоры, события, всё приобретает вес и ощущение цельности. Особую роль в этом играет текст «от автора», включённый в большинство работ — он повествует о событиях по-детски искренне, но по-взрослому серьёзно и подробно:

«Когда подкапывал вилами землю, то в местах перевёрнутых комьев извивались червяки: розовые, красноватые, фиолетовые. Они старались побыстрее уползти обратно в землю, но звуков не издавали».

«Нина Петровна сказала: "Вот я изображаю певицу и внутренне пою. Когда про себя поёшь, получается всё хорошо". И Нина Петровна внутренне пела, а художники рисовали».

Сам автор тоже очень часто присутствует в листе, даже если был не участником события, а только наблюдателем. Графика иллюстрирует текст то отчасти, то дословно, создавая такой временной пузырь — застывший момент (как у Воннегута — насекомые застывшие в янтаре). Максимов называл такой подход «аранжировкой русского лубка», однако, на мой взгляд, он пошёл сильно дальше аранжировки — нашёл новый выразительный язык, раскрывающий красоту «незначительного». Лубок это всегда что-то архетипичное, там бывают прекрасные бытовые детали, но и они тоже сильно обобщены. Максимов же документирует конкретную жизнь во всей полноте, с вниманием к себе, другим людям и находит это удивительным.
Как подписан целый ряд его работ: «Это живой памятник. Мгновение — великое событие»

Сходить непременно.
До 10-го апреля.
strg

Про монохромную монотипию. Модель



Задание для группы по средам.

Дано: Занятие с моделью и офортным станком.
Задача: Познакомиться с техникой.

Collapse )
strg

Некоторые работы с конкурса на лучшего рисовальщика в Строгановке



Раз в два года на рубеже семестров кафедрой академического рисунка МГХПА традиционно проводится конкурс на сильнейшего рисовальщика среди студентов всех отделений, с первого по шестой курсы. Каждый участник волен принести лучшие, по своему мнению, работы за два года — как длительные листы, так и короткие рисунки, как работы выполненные по программе, так и самстоятельные. Конкурс состоит из отбора работ, составления экспозиции, развески и оценки рисунков представительной комиссией, в которую входят всё преподаватели кафедры рисунка, ректор и проректоры академии, преподаватели других кафедр, приглашённые художники и преподаватели дружественных учебных заведений. Ниже предлагаю вашему вниманию те работы, которые показались мне достойными публикации.

Collapse )