"Река Конго. Искусство Центральной Африки. Из собрания музея на набережной Бранли (Париж)", ГМИИ им. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Антропоморфная маска-шлем. Конго. Народность суку XX век. Дерево, каолин.
Саркофаг. Демократическая республика Конго. Народность элеку. Начало ХХ в.
Если верить знатокам, последняя большая выставка африканского искусства была в 1981 году в Эрмитаже. Сейчас в ГМИИ Пушкина выставлены 190 произведений традиционного искусства шести стран Центральной Африки. В основном представлены маски и небольшая деревянная ритуальная скульптура, реликварии, чуть-чуть оружия, совсем чуть-чуть тканей. Это возможность посмотреть на что-то непривычное, отличное от того, что мы привыкли видеть. Возможность увидеть очень цельные законченные вещи, ритмичные, лаконичные, в которых минимумом средств точно сделано необходимое: четкая выразительная форма как в объеме,так и в плоскости, соотнесены целое и деталь. Это очень красивая, яркая и притом благородная, без аляповатости, выставка, куда нужно идти за вдохновением, рисовать. Удачно, что в том же здании можно посмотреть работы Андре Дерена, Пабло Пикассо, Анри Матисса, на которых на определенном этапе творчества оказало влияние африканское искусство.
Отдельно отмечу уместно оформленное экспозиционное пространство и сопроводительные тексты об африканских племенах и их традициях в карманах по стенам, прочитать их стоит уже только ради африканских пословиц.
До четвертого сентября.
«Генезис» в усадьбе Муравьевых-Апостолов
Себастьян Сальгадо. Женщины племени Яли на отдыхе.
Себастян Сальгадо. Колония антарктических пингвинов на Маунт Майкл, вулкане на Южных Сандвичевых островах
К обзору выставки Себастьяна Сальгадо, сделанному Настей Антоновой, добавлю, что в первую очередь на эту выставку черно-белых фотографий большого формата стоит сходить потому, что Сальгадо – серьезный художник, о работах которого можно задавать вопросы. Есть очень красивые, сложные неодноразовые вещи, много декоративных работ, есть изящные решения, есть работы «на эффект», беспроигрышные, но неглубокие, есть, как мне показалось, и неудачные, несобранные: выставка большая, около 250 снимков, необходимо включать зрительский отбор. Туда надо идти смотреть, как нужно работать с фактурами: это выразительное средство там освоено в совершенстве. На мой взгляд, многие изображения Сальгадо приводит к плоскости, орнаментальному ковру, и вот там нужно смотреть на ритмы и на «пропущено-заполнено». Его работы по подходу совсем не похожи на привычные нашему взгляду фотографии советских классиков с их кристалльным фокусом внимания, стройной композицией. Другой подход, ну а на «другое» всегда стоит посмотреть, неважно, понравится оно или нет. Кроме того, это тот случай, когда то, что снято, само по себе не менее интересно, чем как это сделано.
После выставки для полноты картины рекомендую посмотреть фильм Вима Вендерса «Соль земли» о творческом пути Сальгадо, в том числе и о репортажных проектах о человечестве, которые и принесли фотографу известность.
Выставку продлили до 26 июня.