Наступила пора пленэров — самое время рассказать о том, что делала воскресная группа прошлым летом.
Каждый раз в тёплое время года мы с группой работаем на улице. Это возможность проверить находки, сделанные за год в мастерской на основе предметной среды и набрать материал для дальнейшей разработки в мастерской же. Обычно каждое занятие имеет тему, связанную либо с определённым выразительным средством, либо с перенесением фокуса внимания на что-то конкретное.
Ранее я уже писал подробно о рисовании архитектуры, о рисовании тушью, о работе в три цвета, о панораме и рисовании с крыши.
Данный пост носит обзорно-репортажный характер, часть заданий уже описывались отдельно. Разумеется, это не все задания с прошлого лета и не все работы, я выбрал наиболее интересное.
1. Роль белого.
Одно из самых важных заданий в рисовании вообще. Всегда нужно помнить, что мы рисуем белизной бумаги, а не чернотой нашего материала, благодаря этому в рисунке получаются или не получаются свет, пространство, поверхность. Наш материал — это лишь способ придать форму белому, помочь ему засветиться или же наоборот — погаснуть. На этом занятии фокус внимания был на том, как мы работаем с белой бумагой, как относимся к ней, как моделируем из неё всё, что видим.
Аня Власова:
Полина Шутова:
Света Дрёмова:
Юля Аделова:
2. Глубина.
Тема напрямую связана с предыдущей — как с помощью нажимов на белизну бумаги создать ощущение глубины. В любой композиции можно найти три плана — первый, второй, третий. Акцент на первом плане это самое простое и распространённое — что ближе, то и контраснее, материальнее, детальнее. Этот принцип используется прежде всего в академическом рисовании. Акцент на втором плане используется тогда, когда нам нужно затянуть внимание зрителя в центр пространства нашей композиции. В таком случае первый план «пропускается» (делается более плоскостным, неконстрасным, но с ясными границами силуэта), второй делается наиболее ясным и материальным, а третий — самым слабым. В случае акцента на третьем плане мы как бы протаскиваем зрителя через всю глубину нашей композиции, увлекая его чем-то малым на дальнем плане. Взгляд зрителя сначала затягивает в глубину, а на обратном пути он рассматривает второй и первый планы, которые являются, по сути, двумя слоями кулис, обрамляющими самое важное.
Аня Власова:
Маша Пряничникова:
Света Дрёмова:
Юля Аделова:
3. Фактура и текстура.
Это не самое первостепенное по значимости выразительное средство, но очень нужное, когда от схемы мы переходим к более конкретной передаче наших ощущений от предметной среды. Фактура — это рельеф поверхности, то, что можно потрогать. Текстура — это рисунок поверхности, неоднородность цвета или тона. В графике мы имеем дело с плоским листом, поэтому можем передать фактуру материала только текстурой рисунка — неоднородностью штриха, его направлением, смешением материалов, разными другими эффектами. Задача на это занятие ставилась именно как внимание к фактурам, к тому, каким образом мы их можем передать и увязать между собой.
Аня Власова:
Геля Светлова:
Даша Кушнир:
Ксения Добровицкая:
Маша Зайцева:
Полина Шутова:
Света Дрёмова:
4. Цвет.
В отличии от задания про три цвета в этот раз я не ставил жёстких ограничений по материалу, количеству цветов или последовательности работы с ними. Задача заключалась в том, чтобы обращать внимание на то, как в русле выбранного материала (цветные карандаши, акварель, пастель, гуашь) мы работаем с цветом, какими средствами передаём увиденное в природе — количество, интенсивность, нажим, яркость, наложение и смешение цветов.
Аня Власова:
Наташа Гриценко:
Маша Пряничникова:
Полина Шутова:
Юля Аделова:
5. И ассорти из рисунков на свободную тему или на тему, которую я не смог распознать.
Аня Власова:
Наташа Гриценко:
Оля Авдиева:
Юля Аделова: