На прошлой неделе в Москве открылась двухчастная выставка уникального художника Александра Максимова. Первая часть, «Жизнь Веры» — в Государственном Музее Пушкина, вторая часть, «Цветы» — в филиале галереи «Ковчег» в Трубниковском переулке (очень приятное новое пространство).
Я очень рад тому, что «Ковчег» продолжает показывать этого малоизвестного ныне автора. Чуть больше года назад в Ковчеге была уже выставка Максимова, я писал о ней. Сейчас есть возможность увидеть больше работ, многих из которых не было в прошлой экспозиции. Максимов — художник очень разнообразный, как технически, так и идейно (этим он мне напоминает другого универсала — Дэвида Хокни), но больше всего я ценю в нём даже не высочайший уровень собственно графики, сколько совершенную искренность и органичность во всём. Каждый лист декларирует уникальность момента и средства подбираются соответственно ему. О какой бы мелочи ни шла речь — бытовые предметы, разговоры, события, всё приобретает вес и ощущение цельности. Особую роль в этом играет текст «от автора», включённый в большинство работ — он повествует о событиях по-детски искренне, но по-взрослому серьёзно и подробно:
«Когда подкапывал вилами землю, то в местах перевёрнутых комьев извивались червяки: розовые, красноватые, фиолетовые. Они старались побыстрее уползти обратно в землю, но звуков не издавали».
«Нина Петровна сказала: "Вот я изображаю певицу и внутренне пою. Когда про себя поёшь, получается всё хорошо". И Нина Петровна внутренне пела, а художники рисовали».
Сам автор тоже очень часто присутствует в листе, даже если был не участником события, а только наблюдателем. Графика иллюстрирует текст то отчасти, то дословно, создавая такой временной пузырь — застывший момент (как у Воннегута — насекомые застывшие в янтаре). Максимов называл такой подход «аранжировкой русского лубка», однако, на мой взгляд, он пошёл сильно дальше аранжировки — нашёл новый выразительный язык, раскрывающий красоту «незначительного». Лубок это всегда что-то архетипичное, там бывают прекрасные бытовые детали, но и они тоже сильно обобщены. Максимов же документирует конкретную жизнь во всей полноте, с вниманием к себе, другим людям и находит это удивительным.
Как подписан целый ряд его работ: «Это живой памятник. Мгновение — великое событие»
Сходить непременно.
До 10-го апреля.