Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Categories:

Выставка-диптих Александра Максимова





На прошлой неделе в Москве открылась двухчастная выставка уникального художника Александра Максимова. Первая часть, «Жизнь Веры» — в Государственном Музее Пушкина, вторая часть, «Цветы» — в филиале галереи «Ковчег» в Трубниковском переулке (очень приятное новое пространство).

Я очень рад тому, что «Ковчег» продолжает показывать этого малоизвестного ныне автора. Чуть больше года назад в Ковчеге была уже выставка Максимова, я писал о ней. Сейчас есть возможность увидеть больше работ, многих из которых не было в прошлой экспозиции. Максимов — художник очень разнообразный, как технически, так и идейно (этим он мне напоминает другого универсала — Дэвида Хокни), но больше всего я ценю в нём даже не высочайший уровень собственно графики, сколько совершенную искренность и органичность во всём. Каждый лист декларирует уникальность момента и средства подбираются соответственно ему. О какой бы мелочи ни шла речь — бытовые предметы, разговоры, события, всё приобретает вес и ощущение цельности. Особую роль в этом играет текст «от автора», включённый в большинство работ — он повествует о событиях по-детски искренне, но по-взрослому серьёзно и подробно:

«Когда подкапывал вилами землю, то в местах перевёрнутых комьев извивались червяки: розовые, красноватые, фиолетовые. Они старались побыстрее уползти обратно в землю, но звуков не издавали».

«Нина Петровна сказала: "Вот я изображаю певицу и внутренне пою. Когда про себя поёшь, получается всё хорошо". И Нина Петровна внутренне пела, а художники рисовали».

Сам автор тоже очень часто присутствует в листе, даже если был не участником события, а только наблюдателем. Графика иллюстрирует текст то отчасти, то дословно, создавая такой временной пузырь — застывший момент (как у Воннегута — насекомые застывшие в янтаре). Максимов называл такой подход «аранжировкой русского лубка», однако, на мой взгляд, он пошёл сильно дальше аранжировки — нашёл новый выразительный язык, раскрывающий красоту «незначительного». Лубок это всегда что-то архетипичное, там бывают прекрасные бытовые детали, но и они тоже сильно обобщены. Максимов же документирует конкретную жизнь во всей полноте, с вниманием к себе, другим людям и находит это удивительным.
Как подписан целый ряд его работ: «Это живой памятник. Мгновение — великое событие»

Сходить непременно.
До 10-го апреля.
Tags: выставки, графика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments