Мы публикуем все присланные отзывы без какой-либо редактуры.
Соня Максёнкова: "Потрясающе что на курсе работа идёт не только над графической составляющей но и над умением правильно поставить себе цель и задачу. (графика как наращивание мышц но то что формирует их это цель)Не могу пока сказать что выполнила свою цель, т к опять замахнулась на что-то глобальное. Хотя в начале курса мне это казалось довольно конкретной целью, но она явно не на три месяца. Этот курс был для меня таким закреплением пройденного на прошлых этапах и работой над конструкцией формы и освещением. Очень опасно считать что ты умеешь рисовать без построения (хотя бы мысленного) и думать зачем вообще нужна эта конструкция. О ней легко забыть за любованием предметом, а это всё-таки основа. Кто-то на выставке очень здорово сказал о том что не было скучных занятий и ведь действительно такая довольно унылая ученическая вещь подавалась с очень интересными творческими задачами. С нетерпением жду следующего курса и пленеров!"
Когда мы рисуем предметы сложной формы или рисуем по представлению, мы можем подчеркнуть характер формы светом и тенью, выразить состояние среды через освещение.
Использовать свет, как выразительное средство, мы учимся поэтапно. Сначала мы изучаем предметы и учимся переносить наши наблюдения на бумагу. Мы рисуем с натуры простые геометрические фигуры и получаем опыт сравнения пропорций, углов, положения частей в пространстве и переноса увиденного в рисунок. Затем мы осваиваем конструкцию предметов, понимаем, как сложная форма образуется из простых и как ведет себя поверхность. Для этого мы рисуем предметы конструктивно, насквозь, изображаем характерный "скелет" предмета.
Ирина Смирнова
Саша Лесковская
Затем изучаем, как освещается поверхность предметов, и как образуются тени при разном положении источника света. Мы сравниваем характер освещения и учимся использовать свет и тень для передачи формы предмета, состояния среды. Используя полученные навыки, мы рисуем предметы по представлению.
Учебное задание
По мотивам постановки, в которой все предметы освещены по-разному, создать пейзаж с заданными условиями освещения: туман, утро, лунный свет, день, вечер, космос.
Некоторые итоговые работы:
Нина Никитина. Космическое освещение.
Саша Лесковская. Туманный день.
Важные моменты
Рисуя предметы с натуры начинайте с конструкции, с самых обобщенных и простых форм. Рисуйте предмет насквозь, покажите и его видимую и обратную сторону. Затем уточняйте детали и границы света и тени. Обратите внимание на общий характер освещения - расположение основных масс света и тени. Оцените их контрастность, четкость или размытость границ. Отделите свет от тени тонально. Покажите нюансы освещенности внутри тени. Поверхности в тени освещаются отраженным рассеянным светом. Именно рефлекс - свет, отраженный другими предметами, - делает предмет на рисунке объемным, а среду - живой.
Ежедневно мы работали над двумя темами и делали упражнения для развития рисовальных навыков. Мы обращали внимание на этапы работы, длительность этапов, наши действия до, во время и после занятий.
Две работы Марины Бородиной, ведущей групп "Выразительные средства графики", можно увидеть до завтра в выставочном зале МОСХ. На выставке "Творчество" представлены эстампы, рисунки, живопись, скульптура, коллаж, вышивка. Марина говорит, что развеска качественная, хотя довольно плотная.
Адрес: Кузнецкий мост, 11. Выставка открыта с 8 по 16 ноября с 12:00 до 19:00
В теоретической части Ольга кратко рассказала об истории рисования цветными карандашами и о художниках, которые вывели этот материал из поля детской забавы (Владимир Фаворский, Никита Фаворский, Дэвид Хокни, Александр Ливанов). Ольга рассказала об отличиях русской и американской школ рисования цветным карандашом.
В практической части была все та же постановка, что и на первых двух занятиях. Одна и та же постановка была нужна для того, чтобы учиться искать пластический интерес в уже привычном, смотреть на одно и то же по-разному. К уже привычным задачам организации листа, передачи пространства, передачи удивления художника прибавилась задача работы с условным цветом. Цвет в графике служит для решения той или иной задачи и выполняет роль, отведенную ему художником. Интересный изобразительный момент: цветные карандаши можно смешивать друг с другом, два цвета на пересечении дают третий. Этой возможностью тоже надо было распорядиться, чтобы связать изображение воедино и создать среду, а не раскрашивать его в рамках контура, как детскую раскраску.
В конце сентября обстоятельная и две интенсивные группы нового набора были погружены в тему линейного рисунка. Участники изучали возможности материалов, инструментов и особенности линии как выразительного средства.
Знакомство с инструментами и материалами
В линейном рисунке язык художника - чистая линия. Исполнить линейный рисунок можно не только карандашом или маркером, но и шариковой ручкой, кистью, пером, мягким материалом, любыми неожиданными инструментами, по выбору автора. Особенно красив линейный рисунок выполненный неисправляемым материалом, без помарок.
Линейный рисунок может быть выполнен инструментами разной ширины на бумаге разных форматов.
Рисунок широкой малярной кистью. Формат А4. Тушь.
Рисунок карандашом. Воздушная широкая линия собирается из многочисленных тонких линий. Формат А2.
Исследование выразительных возможностей линии
Одно из выразительных и ярких амплуа линии - письмо от руки, почерк. Задавая тему и характер сообщения мы можем использовать линии разной интонации.
Чтобы линейный рисунок был понятен зрителю и сохранял ясность и чистоту, нужно придерживаться единого принципа использования линии. Например, говоря о форме предметов использовать линию для передачи сгибов поверхностей, ничего не рассказывая об их освещенности и фактуре.
Дополняет художественный руководитель Кружка Дмитрий Горелышев: "Это очень важный момент, относящийся не только к линии, — единая мера условности, единые правила игры для всего рисунка. Система ценностей, какой бы простой она не была. Только тогда любой приём будет выгдядеть обоснованно."
Важный залог красоты рисунка:
- проводить линии один раз без повторов и исправлений,
- показывать толщину предметов (даже таких тонких, как лист бумаги), с помощью граней,
- двигаться от общего к частному, чтобы сохранить цельность сложной формы,
- показывать детали избирательно - больше деталей и линий в фокусе внимания и меньше - на периферии.
Небольшой, но важный секрет: выбираем работу по силам, начинаем с простых предметов.
Инструменты и линии разной ширины
Для передачи характерной формы и пространства можно использовать инструменты (и линии) разной ширины.
Для поиска наиболее выразительных линий рисуйте широким инструментом на бумаге небольшого формата
Линию можно использовать для передачи фактуры поверхности. Сначала мы изучаем предмет зрительно и на ощупь. Затем рисуем только фактуру предмета, подбирая сочетание линий, передающее ваши тактильные и зрительные ощущения.
Находим гармоничное сочетание линий, говорящих о форме, и линий, передающих фактуру.
( Collapse ) Рисуем предмет, используя найденные инструменты.
Интенсивная воскресная группа (второй этап работы) изучала конструкцию и форму сложной натуры - обнаженной модели. Мы разбирались в конструкции, обращая внимание на те детали, которые не видны.
Затем изучали в форму поверхности с помощью сечений.
Подробно и добросовестно.
Изучение формы дает понимание того, как подчеркнуть ее, например, светом. Нет необходимости копировать набор белых и темных пятен, а есть возможность показать сложную поверхность и форму в ракурсе.
Четыре группы "Выразительные средства графики", три интенсивные и она обстоятельная, начали работу.
I-я интенсивная группа начала второй этап работы с темы о форме.
Понимание конструкции помогает верно и лаконично передать форму покрывающей ее поверхности - от драпировки до кожи, одежды или облицовки фасада. Наблюдая поведение, например, драпировки (и каждой ее нитки ), можно увидеть: как упругая и непрерывная поверхность ткани мягко переходит с одной опоры на другую, как повторяет форму опоры, как выступы или жесткие углы собирают складки. Такие наблюдения дают в руки рисовальщика самые характерные и выразительные черты формы драпировки, одежды, облицовки и т.д. и позволяют избежать бездумного хаотичного копирования .
II-я и III-я интенсивные группы познакомились и начали работу с темы о фокусе внимания. Ограничения - в теме изображения, выразительных средствах, инструментах, - помогают искать неочевидные решения.
Тема, выбранная автором, - фактура предмета. Металлическая фактура колпачка работает рядом с матовой фактурой пузырька. Для передачи разных фактур автор использовал разные средства: штрих-растушевка, жесткое-мягкое, контрастное-сближенное.
Тема, выбранная автором, - ракурс. Для работы с темой автор взял формат, приближенный к квадратному, и изобразил не весь предмет, а его узнаваемый фрагмент.
В обстоятельной группе знакомились с карандашом и рисовали в разных позах - стоя, сидя, за столом, на планшете, - на разных форматах, наблюдая разницу в движениях руки. После этого решали пятиминутные изобразительные задачки, например: "Как изобразить белое черным карандашом?"
1. Вчера в Дмитровской мастерской: первое занятие Техники Александера для художников. Позавчера было занятие базового курса. Несколько ключевых слов: внимание, осуждение и принятие, отсутствие правильного и неправильного, прямое и непрямое действие над собой, конструктивный отдых, представление о собственном теле, сколько суставов в руках и откуда они начинаются, свобода в тазобедренных суставах, смотрение без напряжение, осознание спины.
2. Окончательно формируя программу "занятия для певцов", мы поняли, что его можно назвать дыхательным. Может быть мы будем, петь, а может быть нет, но мы точно будем дышать. Для певцов это ничего не меняет, всё что мы писали в анонсах и говорили в пояснениях — в силе. Для непевцов это означает, что петь не обязательно! Мы приглашаем всех, кого интересует дыхание.
3. В воскресение с 10 до 13 часов - время для индивидуальных встреч с ведущим, Яцеком Калетой.
Что это было: рисовальная практика для тех, кому она была нужна в Зеленограде. Первое занятие состоялось 30 мая 2013 года, а последнее 16 марта 2016 года. За это время провели 122 занятия с набросками, коротким рисунком, портретом и длительными постановками, две выездные практики и две коллективные выставки: в «Циферблате» и «Засаде».