Использовать свет, как выразительное средство, мы учимся поэтапно.
Сначала мы изучаем предметы и учимся переносить наши наблюдения на бумагу. Мы рисуем с натуры простые геометрические фигуры и получаем опыт сравнения пропорций, углов, положения частей в пространстве и переноса увиденного в рисунок.
Затем мы осваиваем конструкцию предметов, понимаем, как сложная форма образуется из простых и как ведет себя поверхность. Для этого мы рисуем предметы конструктивно, насквозь, изображаем характерный "скелет" предмета.
Ирина Смирнова
Саша Лесковская
Затем изучаем, как освещается поверхность предметов, и как образуются тени при разном положении источника света. Мы сравниваем характер освещения и учимся использовать свет и тень для передачи формы предмета, состояния среды.
Используя полученные навыки, мы рисуем предметы по представлению.
Учебное задание
По мотивам постановки, в которой все предметы освещены по-разному, создать пейзаж с заданными условиями освещения: туман, утро, лунный свет, день, вечер, космос.
Некоторые итоговые работы:
Нина Никитина. Космическое освещение.
Саша Лесковская. Туманный день.
Важные моменты
Рисуя предметы с натуры начинайте с конструкции, с самых обобщенных и простых форм. Рисуйте предмет насквозь, покажите и его видимую и обратную сторону. Затем уточняйте детали и границы света и тени.
Обратите внимание на общий характер освещения - расположение основных масс света и тени. Оцените их контрастность, четкость или размытость границ. Отделите свет от тени тонально.
Покажите нюансы освещенности внутри тени. Поверхности в тени освещаются отраженным рассеянным светом.
Именно рефлекс - свет, отраженный другими предметами, - делает предмет на рисунке объемным, а среду - живой.
Лера Пономарева
Материалы обстоятельной группы
Репортаж с выставки "Итого"
Рисование пространства и планов соусом
Дневник групп за 3 - 16 октября (о пространстве и планах линией)
Дневник групп за 16 сентября - 2 октября (о линии)
Дневник групп за 11 - 16 сентября (о форме и конструкции)
О группах "Выразительные средства графики"
Другие материалы Кружка по теме
Сечения - 1, 2 (Д. Горелышев)