Мы с Машей Титовой ведём на кафедре Коммуникативного дизайна курс по техникам графики и иллюстрации. Относительно прошлого года программа была немного скорректирована, и есть ощущение, что результаты в этот раз сильнее.
На этой неделе виртуальному Музею рисунка (создатель и модератор - художественный руководитель и ведущий Кружка Дмитрий Горелышев) исполнилось девять лет. На данный момент в коллекции освещены работы 1394 художников, 54 техники, и 40 жанров. Музей стал каждодневным рабочим инструментом ведущих Кружка — для поиска примеров, иллюстраций мысли или темы для занятий.
А теперь главная новость. У Музея рисунка трудами Саши Милевски появился собственный сайт:
Это независимая площадка-зеркало, которая будет работать, если с ЖЖ что-то случится. Туда будут транслироваться свежие посты из ЖЖ. Теперь накопленный за эти годы архив не пропадёт. Кроме того теперь мы доступны для всего мира, а не только по российскому интернету. На сайте ещё будут доделки, но уже сейчас он в рабочем состоянии.
Второй мастер-класс "Рисование по школе ВХУТЕМАСа" (ведущая - Ольга Иордан) прошел в субботу первого октября.
В теоретической части Ольга кратко рассказала об истории коллажа, ассамбляжа, о том, как эту технику развивали дадаисты и сюрреалисты и в чем отличие их находок от той работы с коллажем, которая была принята во ВХУТЕМАСе.
В практической части была та же постановка, что и на первом занятии. Участники решали те же изобразительные задачи: организовывали всю изобразительную плоскость листа, передавали пространство, направляли внимание зрителя на то, что удивило авторов в постановке. Поменялось средство изображения: участники работали в технике коллажа. Одна из особенностей техники - в том, что в работе можно использовать уже готовые изображения, фрагменты фотографий. Добавляется задача "подружить" эти изображения и условные фрагменты из однотонной бумаги или бумаги с рисунком, а потом применить это для передачи впечатления от натуры, от увиденного. Средством объединения могут послужить дорисованные детали (например, черным маркером). Кроме того, коллаж позволяет выходить в объем.
В Зверевском центре современного искусства сейчас идет трехчастный выставочный проект, который включает в себя персональные выставки Ольги Иордан, Александра Ливанова и Владимира Цепилова. В своем творчестве авторы продолжают и развивают традиции рисования ВХУТЕМАСа.
"На спине - бант, в руке - пирожное..." Ольги Иордан - цветное рисование, сочетающее графичность подхода и живописный цвет, дополненное коллажем, а также объемные ассамбляжи. Предмет изображения - куклы. С 12 до 20 октября.
К заданию «Череп» мы подошли основательно и рассмотрели и изучили эту сложную форму как можно подробнее. Постановка была не одна. Изучение состояло и четырех этапов и четырех разных задач.
Задача №1
Постановка: гипсовый череп
Требования к листу: конструктивно-пространственный рисунок.
К постановке прилагалась схема черепа, нарисованная преподавателем:
Предлагалось рассмотреть, изучить и передать на листе основную конструкцию черепа. Мы должны были разложить цельную форму на составляющие. Сначала рисовали главные (большие формы), затем рассматривали детали и узлы (малые формы).
Требование к листу: светотеневой (тональный) рисунок.
Формат и материалы: лист ватмана (формат на выбор автора), графитный карандаш различной твердости, ластик.
Результат:
Алексей
Задача №4
Лепка.
Домашнее задание: слепить череп человека меньше натуральной величины, используя скульптурный пластилин и каркас. Для выполнения этой задачи участники группы могли пользоваться собственным, наработанным в процессе выполнения предыдущих задач опытом, а также дополнительным материалом.