Мы с Машей Титовой ведём на кафедре Коммуникативного дизайна курс по техникам графики и иллюстрации. Относительно прошлого года программа была немного скорректирована, и есть ощущение, что результаты в этот раз сильнее.
Этот же курс выполнял под нашим руководством рисовальную практику о предметах. Задача на этот семестр — умелое использование различных выразительных средств и графических техник, работа с композицией листа.
Группа большая, около шестидесяти человек, покажу только некоторые работы.
1. Начали с монохромной аппликации. Сперва прямо с постановок резалось много маленьких композиционных эскизов (формата А6). Белое на чёрном и чёрное на белом. Цель — работа со знаком в листе, объединение множества предметов в нечто целое, управление количеством и ритмом белого/чёрного. По отобранным эскизам студенты дома выполняли аппликацию формата А2. Многократное увеличение формата вынуждает пересмотреть качество знака и количество деталей.
2. Цветная аппликация — развитие темы ритма с добавлением пространства. В распоряжении студентов было три тона серого (в шкале от белого до чёрного) и один любой хроматический цвет. Можно было использовать как весь диапазон серых, так и его узкую часть. Кроме схемы и знака тут становилась доступной более тонкая настройка — настроение композиции и рельефность за счёт тона и цвета. Как будто кроме ручки громкости добавляем ручку тембра. В начале снова делали маленькие эскизы, искали тему, как один тон заходит под другой, а дома выполнялась чистовая работа на А4.
3. «Магический реализм» — сложная тема, большая часть работы по которой выполнялась дома. На занятие каждый приносил несколько интересных предметов, из которой составлял себе композицию для рисования. Это должен был быть не просто очередной натюрморт, а нечто большее — когда из формы, фактур и освещения возникает некое новое цельное ощущение. Сначала делали эскизы на поиск композиции и ракурса, потом рисовали фрагменты в разных техниках, чтобы выбрать самую подходящую для конкретного случая. Задача итоговой работы на формат А3 – сверхвнимательное рисование постановки, со всей достоверностью и тщательностью, на какую способен студент, чтобы в графике сохранилось то ощущение, которое было в постановке. При этом нужно было избежать сухости и фотографичности.
4. Далее — линия разного характера, чередуя форматы. Тонкая линия на формате А4 и тонкая линия на формате А2, широкая линия на формата А4 и на формата А2 — в чём будет разница, как нужно работать инструментом, чтобы изображение не потерялось и выглядело не случайным. Очень полезная рисовальная гимнастика.
5. Добавляем к разнообразной линии работу пятном, сразу определяя роль каждого. Важно чтобы эти два инструмента не дублировали друг друга, а дополняли и поддерживали. Работали сначала черным по белому (тушь), а потом белым по чёрной бумаге (акварели или гуашь).
6. Коллаж — с одной стороны техника очень выразительная и яркая, с другой — стоит увлечься и потерять нить, как вместо графики — куча мусора. Нужно быть очень внимательным к том, что хочешь передать, искать не только сочетания бумажек, но выразительность композиции и знака. Это близко к тому, что мы делали в аппликации, но сложнее, так как цвет и тон не локальные, они труднее гармонизируется. В качестве натуры в этот раз была постановка из крупных предметов, на которую проецировались фото сценографии Роберта Уилсона. Было, например, вот так:
Слайды менялись быстро, нужно было ухватить и запечатлеть ощущение от увиденного.
7. Завершающим заданием семестра стала тема людей в интерьере (или интерьера с людьми). В ней нужно было осознанно применить любые из выразительных средств и техник, которые мы прошли за это время. Своего рода концерт после долгих репетиций. Важно было проверить, что усвоилось и как оно будет применяться в самостоятельной практике. Сначала мы ходили по закоулкам Строгановки, искали и зарисовывали интересные куски, а после исполняли по лучшим эскизам серию работ в выбранной технике (два-три листа, формат А3).