Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Category:

Пленэрные задания в Графической мастерской. Часть первая — чёрное и белое



В этот раз традиционные летние пленэрные упражнения (прошлогодние: 1, 2, 3, 4, 5) шли не сами по тебе, а как часть большого блока. В его рамках группа сначала рисовала наулице, а позже в мастерской переводила найденные композиции в печатные техники — монотипию и гравюру на картоне.

Первым упражнением стало рисование тушью — о композиции листа, отбор, разное количество и роль белого. В качестве ориентиров взяли работы Петра Митурича, Мая Митурича, Ричарда Дибенкорна.


Упражнение включает в себя несколько задач:
1. Разделение изображения на чёрное и белое. Тут в помощь есть ряд критериев: свет (деление на освещённое и затенённое), плановость (чередование светлых и тёмных планов, чтобы передать пространство), композиция (где в листе нужно тёмное, где нужно светлое). Можно использовать только однин критерией, это тоже даст результат. Но лучше в рисовании учитывать все три критерия — часть брать напрямую с натуры (свет, тень, очертания пятна, глубина), часть режиссировать самостоятельно.
2. Мера формализации. Тушь даёт возможность нарисовать как очень подробное и натуралистичное изображение, так и знак — вычищеную до предела и часто уплощённую композицию. Полезно уметь и то, и другое, выбирать средство исходя из задачи.
3. Количество белого и чёрного. В рисовании чёрным и белым действует два базовых подхода — чёрные пятна в белом поле (белого больше), либо наоборот — белые пятна, зажатые чёрным (чёрного больше). Полезно знать эти подходы, упражняться в них, но по-настоящему свежий и выразительный рисунок получается на стыке, когда мы сознательно нарушаем рамки одного приёма. Хорошо перед началом работы представить, по какому пути пойдёт рисунок и что может получится.
4. Расположение в листе. Можно рисовать встык к краям листа или оставлять белую рамку, узкую или широкую. Широкая рамка собирает изображение, делает его более цельным, это безопасное решение. Узкая рамка или рисование навылет даёт активное взаимодействие изображения с краями листа. Такую композицию сложнее сбалансировать, но и остроты в ней больше.
5. Фактура материала. Разными касаниями кисти можно передать разные поверхности, меру материальности, отдаления или значимости объекта в изображении. Есть ряд средств, совмещение которых в одном листе даёт визуальное разнообразие:
- аккуратное пятно с ровным краем
- быстрое пятно с неровным краем
- чёрная линия
- серая и фактурная линия сухой кистью
- чёрный штрих
- серый штрих сухой кистью
- мелкий растр — штрихи, пятна, точки

Это полезно держать в голове при рисовании чёрной тушью, но не стоит забывать, что эта техника очень восприимчива к случайному. Иногда от непреднамеренного движения в листе получается то, чего не достичь никакими хитрыми приёмами. Будьте внимательны к листу, замечайте и берегите такие места.

Мы работали в районе между Краснопресненской и Улицей 1905 года. Рисовали без разметки, сразу тушью.


Аня Власова:














Елена Феклистова:








Катерина Хлебникова:






Максим Шаговиков:






Таня Борисова:








Ещё материал по теме, но на примере предметной постановки: http://kruzhokskorogorisunka.ru/491173.html
Tags: - графическая мастерская, методика, обучение, пленэр, тушь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments