В столице высокий выставочный сезон. Вот только часть того, что стоит посмотреть.
В ГМИИ одна из центральных вставок осени — рисунки Густава Климта и Эгона Шиле из собрания венского музея Альбертина.Густав Климт.Эгон Шиле.Два очень известных художника на одной выставке — в какой-то мере учитель и ученик. Такое сопоставление принесло несколько совершенно неожиданных наблюдений. Климт выглядит значительно более зрелым художником и более глубоким рисовальщиком. В его работах нет лишнего, очень чуткое отношение к линии, работа с краями листа, разным белым при небольшом тональном диапазоне. По-прежнему не могу смотреть на его живопись, но как рисовальщик он для меня открылся заново. Многие работы Шиле выглядят на этом фоне неожиданно «студенческими» по духу — яркость, избыточность, стремление к необычности. Только в
работах последнего года жизни (в основном в портретах) есть какое-то новое состояние, уместность средств, фокус на содержании, а не на форме. Очень жаль, что он умер так рано, как раз в тот момент, когда стал «взрослеть» как художник. Что совершенно прекрасно в работах Шиле — это чувство конструкции, он мог рисовать как угодно быстро и «криво», но при этом у всего есть кости и понятно как оно устроено.
Ещё одно наблюдение — большинство работ Шиле проигрывают репродукциям при смотрении живьем, а работы Климта наоборот — вживую куда богаче.
Два могучих художника, идти обязательно.
До 14-го января.
В Мультимедиа Арт Музее как всегда много выставок параллельно.
Самая значимая и крупная — «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932-1946»Картье-Брессон — один из самых любимых фотографов, мастер сделать снимок одновременно композиционно идеальным, лёгким и содержательным как маленькое кино. А ещё это был
замечательный рисовальщик.
Просто идти и смотреть.
До 10-го декабря.
Удивительно что в это же время привезли работы ещё одного любимого фотографа — Марио Джакомелли. Выставка называется «Поэтика ландшафтов».В 2008 году мне довелось увидеть несколько его работ на фотобиеннале в Манеже вместе с работами Богдана Конопки и Эдуарда Буба. В этот раз привезли гораздо больше — не только известную серию «У меня нет рук, что ласкали бы моё лицо», но и большую серию ландшафтов, портретов, бытовых сцен. Характерная для Джакомелли контрастность делает снимки похожими на печатную графику — диатипию, монотипию или офорт. В основе композиции абстракция, чтобы он не снимал.
«Я верю в абстракцию, для меня абстракция — способ еще теснее приблизиться к реальности. Расфокусированное или расплывчатое изображение, зернистость, угасший белый, замкнутый чёрный — словно взрыв мысли, позволяющий образу существовать долго, чтобы в гармонии с материей, с реальностью образ наполнился духовным содержанием и сумел отразить внутренний мир, драму жизни».Очень рекомендую.
До 22-го октября, поторопитесь.
Там же идёт выставка работ Константина Бранкузи.«Застенчивость».К сожалению, реальных объектов мало, но много фотографий скульптур (сам фотографировал) и рисунков. Больше всего понравились органичные протоформы из дерева и камня. Хорошо бы увидеть все это вживую однажды.
До 12-го ноября.
В галерее Гари Татинцяна выставка японского художника
Кеичи Танаами.
Фрагмент видео «Смеющийся паук».Кислотная смесь поп-арта, манги, японской гравюры, американских комиксов, сюрреализма, лубочной порнографии и разного треша. Очень бодрит и освежает взгляд после нескольких выставок относительно классического искусства. Особенно видео — жуткое и смешное одновременно. Ещё скульптура показалась очень подходящим средством для его темы — такие
огромные жуткие игрушки. Графика и живопись оказали меньшее воздействие.
До 18-го ноября.
В галерее «Ковчег» идёт выставка «Красный. Октябрь».Валерий Сахатов.Это не очередная выставка про революцию, как можно подумать. Экспозиция посвящена красному цвету как выразительному средству. Очень хорошие работы Валерия Сахатова, Александра Максимова. Разный-разный красный, на любой вкус. Во многих работах интересно рассматривать технологию — послойность, глянцевость, шероховатость.
До 29-го октября.