В ГМИИ одна из центральных вставок осени — рисунки Густава Климта и Эгона Шиле из собрания венского музея Альбертина.
Густав Климт.
Эгон Шиле.
Два очень известных художника на одной выставке — в какой-то мере учитель и ученик. Такое сопоставление принесло несколько совершенно неожиданных наблюдений. Климт выглядит значительно более зрелым художником и более глубоким рисовальщиком. В его работах нет лишнего, очень чуткое отношение к линии, работа с краями листа, разным белым при небольшом тональном диапазоне. По-прежнему не могу смотреть на его живопись, но как рисовальщик он для меня открылся заново. Многие работы Шиле выглядят на этом фоне неожиданно «студенческими» по духу — яркость, избыточность, стремление к необычности. Только в работах последнего года жизни (в основном в портретах) есть какое-то новое состояние, уместность средств, фокус на содержании, а не на форме. Очень жаль, что он умер так рано, как раз в тот момент, когда стал «взрослеть» как художник. Что совершенно прекрасно в работах Шиле — это чувство конструкции, он мог рисовать как угодно быстро и «криво», но при этом у всего есть кости и понятно как оно устроено.
Ещё одно наблюдение — большинство работ Шиле проигрывают репродукциям при смотрении живьем, а работы Климта наоборот — вживую куда богаче.
Два могучих художника, идти обязательно.
До 14-го января.
В Мультимедиа Арт Музее как всегда много выставок параллельно.
Самая значимая и крупная — «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932-1946»
Картье-Брессон — один из самых любимых фотографов, мастер сделать снимок одновременно композиционно идеальным, лёгким и содержательным как маленькое кино. А ещё это был замечательный рисовальщик.
Просто идти и смотреть.
До 10-го декабря.
Удивительно что в это же время привезли работы ещё одного любимого фотографа — Марио Джакомелли. Выставка называется «Поэтика ландшафтов».
В 2008 году мне довелось увидеть несколько его работ на фотобиеннале в Манеже вместе с работами Богдана Конопки и Эдуарда Буба. В этот раз привезли гораздо больше — не только известную серию «У меня нет рук, что ласкали бы моё лицо», но и большую серию ландшафтов, портретов, бытовых сцен. Характерная для Джакомелли контрастность делает снимки похожими на печатную графику — диатипию, монотипию или офорт. В основе композиции абстракция, чтобы он не снимал.
«Я верю в абстракцию, для меня абстракция — способ еще теснее приблизиться к реальности. Расфокусированное или расплывчатое изображение, зернистость, угасший белый, замкнутый чёрный — словно взрыв мысли, позволяющий образу существовать долго, чтобы в гармонии с материей, с реальностью образ наполнился духовным содержанием и сумел отразить внутренний мир, драму жизни».
Очень рекомендую.
До 22-го октября, поторопитесь.
Там же идёт выставка работ Константина Бранкузи.
«Застенчивость».
К сожалению, реальных объектов мало, но много фотографий скульптур (сам фотографировал) и рисунков. Больше всего понравились органичные протоформы из дерева и камня. Хорошо бы увидеть все это вживую однажды.
До 12-го ноября.
В галерее Гари Татинцяна выставка японского художника Кеичи Танаами.
Фрагмент видео «Смеющийся паук».
Кислотная смесь поп-арта, манги, японской гравюры, американских комиксов, сюрреализма, лубочной порнографии и разного треша. Очень бодрит и освежает взгляд после нескольких выставок относительно классического искусства. Особенно видео — жуткое и смешное одновременно. Ещё скульптура показалась очень подходящим средством для его темы — такие огромные жуткие игрушки. Графика и живопись оказали меньшее воздействие.
До 18-го ноября.
В галерее «Ковчег» идёт выставка «Красный. Октябрь».
Валерий Сахатов.
Это не очередная выставка про революцию, как можно подумать. Экспозиция посвящена красному цвету как выразительному средству. Очень хорошие работы Валерия Сахатова, Александра Максимова. Разный-разный красный, на любой вкус. Во многих работах интересно рассматривать технологию — послойность, глянцевость, шероховатость.
До 29-го октября.