Задание в Графической мастерской.
Дано: Три близких художника и много домашней работы.
Задача: Выделить ключевые ценности в каждом авторе и применить их в своей практике.
Это задание уже было неоднократно отработано в группах о рисовании человека (первая, вторая, третья и четвёртая часть) и в воскресной группе.
Напомню суть задания. Работа состоит из трёх этапов:
1. Осознанный выбор.
Каждому участнику нужно было выбрать трёх близких авторов и представить их:
- Как зовут художника?
- Чем он близок вам?
- Почему вы его выбрали для данного задания?
2. Копия.
По каждому художнику нужно было взять около десяти работ для копирования. Основным отличием от прошлых итераций стало то, что в этот раз не было ограничения по жанру — можно было выбирать для копии работы совершенно разного содержания, а не только с моделью или только с предметами. Условием для копий было соблюдение пропорций и размеров оригинального листа, а также оригинальной техники. Поэтому нужно было найти подробную атрибуцию, а в идеале — ещё и видео того, как работает автор. Копируя, нужно было сделать не механический повтор, а как бы рисовать рукой художника, не переносить отдельные линии и пятна, а вычленять логику и последовательность действий. Целью такого копирования является не столько лист похожий на оригинал (хотя это тоже важно), сколько сам процесс исследования. Копируя, мы погружаемся в произведение гораздо полнее, чем при самом внимательном смотрении.
3. Натурное рисование.
Перед началом работы я просил каждого как можно более кратко и ёмко сформулировать три основные ценности автора, которые были увидены при копировании работ. Далее в процессе рисования мы опирались на эти самые три ценности, а не на визуальную схожесть приёма. Рисунок не должен подражать манере автора — мы рисуем свое, но параллельно опираемся на опыт мастера, учимся у него таким образом. Цель — синтез нашего вкуса и навыков с другими.
На каждом занятии была новая задача — цветы, предметная постановка, интерьер, автопортрет, одетая фигура. Отсутствие жанровых ограничений для копий дало интересный результат — при несовпадении предмета изображения в копии и на занятиии (в копии пейзаж — на занятии модель в шляпе, в копии абстракция — на занятии цветы) мы смотрели на ценности автора шире, чем просто на приёмы. Не получалось скопировать что-либо напрямую, нужно было взять из той же абстракции что-то глубинное, что помогло бы при рисовании модели в шляпе. Например — отношение к листу, к инструменту, темп работы, этапность, мера условности. Часть работ участники делали не на занятии, по тем же ценнстиям, но с другой натурой. Потому ниже можно видеть и пейзажи, и виды из окна, и рисование по видео.
Вот что получилось в этот раз — копии, натурные работы и наблюдения по теме у некоторых, очень интересные.
Аня Власова.
«Главная тема, прошедшая через весь блок - не делать лишнего.
Чтобы разобраться в работах других художников и сделать копию, приходилось слоить работу на этапы. Тема закрепилась и в самостоятельных работах.
Осязаемое чувство разного ритма и скорости работы разных художников даёт понимание того, что и в своей работе скоростью и характером движения руки можно управлять.
Узнала (не скажу, что научилась), насколько тоньше и лаконичнее можно работать с цветом. Что-то поняла.»
Дмитрий Митрохин.
Копии:
Самостоятельные работы:
Владимир Ильющенко.
Копии:
Самостоятельные работы:
Джорджо Моранди.
Копии:
Самостоятельные работы:
Вика Когай.
Анри Матисс.
Копии:
Самостоятельные работы:
Жан-Мишель Баския.
Копии:
Самостоятельные работы:
Елена Феклистова.
Александр Ливанов.
Копии:
Самостоятельные работы:
Ян Кебби.
Копии:
Самостоятельные работы:
Хорхе Гонзалес.
Копии:
Самостоятельные работы:
Евгения Колесникова.
«Первое событие — материал, техника, размер. По репродукции совершенно не всегда очевидно, как работа выполнена, в какой последовательности, какого она формата. Углубление в вопрос дает трехмерное представление о предмете. А это в свою очередь приводит к более смелым и изощренным способам производства графики.
Второе событие — способность встроиться в систему вИдения другого художника, возможность рассмотреть реальность с его степенью обобщения и трасформации. Это дает какие-то варианты подхода к сырому материалу действительности, рецепты его приготовления.»
Джорджо Моранди.
Самостоятельные работы:
Бен Николсон.
Копии:
Самостоятельные работы:
Ксения Проценко.
Галина Макавеева.
Самостоятельная работа:
Дмитрий Митрохин.
Самостоятельные работы:
Марина Бородина.
Дэвид Хокни.
Самостоятельные работы:
Узо Хиромацу.
Копия:
Самостоятельные работы:
Лоренцо Маттотти.
Самостоятельная работа:
Наталья Гриценко.
«Главное, что дал мне блок о трех художниках, - мысли о том, каковы же мои ценности и что конкретно интересно именно мне.
Работа в ценностях Дэвида Хокни дала радость рисования и легкость: рисовать - просто. Еще дало не-стремление к красоте: Хокни пользуется простыми приемами, не выделывает лист, делает мало и быстро, а получается законченно и красиво. Из практических инструментов - работа акварелью очень простыми формами и ограниченной палитрой. Внимание к белому и незакрашивание всего поля листа: белый - основной, остальное - оформление белого. В самом начале - закладывать ритм большими пятнами. Вносить разнообразие в простые пятна очень простыми декоративными текстурами.
Работа в ценностях Александра Максимова стала поводом поработать с текстом в изображении, чего я боюсь и избегаю, и с вечной темой - взаиморасположением абстрактных плоских пятен в белом листе и поиском их размеров и характеров. Из двух недель с Максимовым я вынесла несколько годных для себя приемов запоминания увиденного и обнаружила, что я могу не только точно запоминать, но и воспроизводить. Это были очень напряженные и даже утомительные две недели: надо было хотя бы иногда включаться в смотрение, в присутствие, по-настоящему. Мне казалось, что я много вижу и запоминаю, и что я достаточно наблюдательный человек: нет. Чтобы рисовать, как Максимов, надо быть по-честному все время включенным, с каким-то диким вниманием буквально ко всему без разбору. У меня получалось включаться, чтобы подметить, запомнить, пронести через весь день, а потом развернуть в лист, минут на 20 ежедневно.»
Дэвид Хокни.
Копии:
Самостоятельные работы:
Александр Максимов.
Копии:
Самостоятельные работы:
Наталья Спивак.
Джу Хи Юн.
Копии:
Самостоятельные работы:
Оля Пташник.
«Очень важное и полезное для меня задание, которое, как мне кажется, дало качественный скачок в понимании листа и готовой работы.
Немаловажной частью задания стал выбор художников: хотелось, чтобы подходы авторов были разными, но имели какую-то общую мысль.
В итоге для моих целей получилась очень хорошая последовательность:
Матисс-Митурич-Лаура Карлин.
Копирование Матисса обязало очень точно работать с формой и контрформой. Хотя изначально казалось, что я взяла себе нечестно простую задачу, оказалось, задача была очень сложной. Для работы над листом остается, по сути, одно средство — форма, и оно должно быть идеально выверено. Так же интересно и трудно было работать с большим форматом — даже копирование большого формата заставляет смотреть на лист по-другому, держать в поле зрения и внимания все детали.
Копирование Митурича: по сути к работе над формой у Матисса прибавляется детализация и усложнение благодаря смене материала.
Копирование Карлин: ко всем предыдущим задачам добавляется сложность смешения различных материалов. Непривычна скорость работы: если предыдущие авторы позволяли работать в формате много попыток — и один готовый лист (который выбирается как лучший); то в этом случае над каждым листом необходимо долго работать, продумывая путь от начала до конца, и доделывая, дорабатывая детали.»
Анри Матисс.
Копии:
Самостоятельные работы:
Май Митурич.
Копии:
Самостоятельные работы:
Лора Карлин.
Копии:
Самостоятельные работы:
Полина Шутова.
«Ценно, что отзыв о работе с тремя художниками мы пишем погодя. Сейчас уже стало заметно, какой результат принесло это задание. Для меня его главное качество в том, что прижившиеся находки становятся органическим продолжением автора, обогащают его язык, а не заменяют на новый. Во время самого упражнения бывает сложно мгновенно синтезировать копируемого художника и себя и иногда получается слишком нарочито похоже. А вот по прошествии времени, когда ты уже вроде как сам по себе, вдруг замечаешь, как наработанное тогда, помогает сейчас. И тем сложнее и разнообразнее результат, чем более разных художников ты избрал.»
Бен Николсон.
Копия:
Самостоятельные работы:
Владимир Ильющенко.
Копии:
Самостоятельные работы:
Ронан Буруллек.
Копии:
Самостоятельные работы:
Татьяна Борисова.
«Главное наблюдение в задании про трех художников состояло в том, что у меня имелись навыки, которыми я не пользовалась. Я взяла современных авторов, которые привлекли меня свободой пользования довольно простыми материалами. Сделав несколько копий, я поняла, что оказывается, могу технически рисовать почти так же. А когда количество копий увеличивается, можно прочувствовать настроение и дух художника, получить частичку его умений. Правда это ощущение быстро проходит, но зато появляется осознание, что при должном упорстве, можно выйти на новый уровень рисования. И что, у нас зачастую уже есть необходимые умения, которым надо просто дать возможность проявиться. Удивительно, что простое копирование, это практически индивидуальное занятие с любым художником, который только может прийти вам на ум)»
Ян Кебби.
Копии:
Самостоятельные работы:
Мари Канстад Йонсен.
Копии:
Самостоятельные работы: