На мой взгляд, Петров-Водкин — один из самых значимых и самобытных художников в русском искусстве XX века. Его показывают нечасто, ещё и поэтому ценно попасть на выставку. Обширная экспозиция начинается с ранних работ автора, совсем непохожих на привычного Петрова-Водкина, но при этом тонких и мастеровитых. В каждом зале раскрывается определённый этап пути художника — время сильного влияния французской живописи и Матисса в частности, портреты — супервнимательные и сделанные, но совершенно живые при этом, предметы и натюрморты, многофигурные композиции конца 20-х — начала 30-х годов. Заново увидел его известную работу «Полдень. Лето», не знал о чём она на самом деле. В его живопись можно очень долго вглядываться — продуманные края пятен, касания форм, всё неслучайное. Колебания цвета внути локального пятна совсем незначительные, но при этом достаточные для ощутимой тепло-холодности и моделировки формы.
Особенно в этом смысле впечатлили портреты и натюрморты.
Кроме того показали довольно много графики — рисунки натуры, портреты, иллюстрации, эскизы к картинам, сценографию. В рисунке Петров-Водкин очень экономичен, но при этом всегда убедительно заворачивает форму — тонкая настройка линии к пятну тона.
Очень рекомендую не пропустить такое событие.
До 20-го августа.
Там же идёт выставка «Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре».
Выставка большая и на удивление содержательная пластически. Конечно есть пустые вещи, показанные как маркер времени, но таких меньшинство. Оличная подборка графики — отец и сын Власовы, Ермолаев, Ольга Флоренская, Дейнека, Пименов, Лебедев. Много качественной малой фарфоровой пластики. И в графике, и в скульптуре очень разнообразно раскрывается тема фигуры в движении, прямо живое пособие.
До 30-го июля.
В Мраморном дворце, филиале Русского музея, идёт большая выставка «Эрнст Барлах – Кете Кольвиц: Преодолевая существование.»
Эрнст Барлах. Лист из серии «День смерти»
Кете Кольвиц.
Тоже большое событие — привезли много скульптуры и графики крупных немецких художников. Барлах на первый взгляд дикий и грубый, причём как в скульптуре, так и в графике. Но вглядываясь, понимаешь как продуманы эти простые ритмы и формы, как крепко связаны между собой. Еще одно интересное качество его небольших скульптур — нешаблонные позы. Они все какие-то странные и проходные по положению тела, лихо формализованные. Отдельное внимание нужно уделить большой серии литографий «День смерти» — жуткие, странные композиционно, очень современные и впечатляющие.
Кете Кольвиц тоньше, в её работах остаётся эстетство даже когда она берёт самые экспрессивные темы. В скульптуре она сложнее и мягче Барлаха в рельефе и силуэтах. В графике есть ощущение, что может всё — настолько убедительной и скульптурной получается форма. В экспозиции аж две стены посвящены её автопортретам — по ним видно, как она владела рисунком.
Выставка непростая, но ценная, рекомендую.
До 6-го августа.
В Мастерской Маши Гончаровой до конца этой недели можно посмотреть камерную выставку аппликаций Гавриила Лубнина.
Лубнин — художник и поэт, в его работах изображение неотделимо от текста или названия — как цельное высказывание. В очень простой форме он умеет передать сложное, тонкое, смешное, причём всё это очень настоящее, тёплое и бытовое. Все работы на выставке можно приобрести. Перед посещением стоит связаться с хозяйкой.
В Академии художеств две выставки.
В парадных залах большая экспозиция «Учителя и ученики».
Фрагмент работы Таира Салахова.
Экспозиция делится на две части — «тогдашнее» и «нынешнее». Работы 50-60-х годов далеко не все хороши композиционно, не отличаются органичностью и содержательностью, но местами очень лихо написаны, что хорошо видно на примере приведённых фрагментов. Второй зал посвящён работам наших современников и они удручают — абсолютная вторичность сюжетов, салоность, местами просто слабая живопись. Выставка интересна как показатель кризиса реалистической школы, художников учат этому годами, они усердно работают в традиции, повторяя всё за старшими, а зачем всё это — не ясно.
До 13-го июня.
В прекрасном отделе слепков, который сам по себе обязателен для посещения, идёт «партизанская» выставка современного искуства «Слепки».
Пётр Швецов.
Работы современных авторов, в основном объекты и инсталляции, вплавлены в постоянную экспозицию классических слепков. Иногда передразнивая и мимикрируя, иногда кричаще выделяясь. Есть несколько любопытных работ, например рельефы Петра Швецова.