Изображение нескольких людей в одном пространстве по праву считается сложной задачей. Не случайно в художественных вузах эту тему изучают на последних годах обучения. Ведь речь идёт не столько об убедительном изображении отдельных фигур, что само по себе требует знаний и навыка, сколько о создании цельной пространственной композиции.
В рамках этого блока занятий участники сделали ряд упражнений, которые призваны помочь снять неуверенность и боязнь перед рисованием большого количества людей, сделать это рисование живым, увлекательным и не зацикленном на отдельных фигурах.
1. Рисование от пятна.
Участники тянули по две бумажки — на одной было написано действие, где так или иначе задействована группа людей, например: «дискотека», «драка», «митинг». На второй бумажке — количество людей, от трёх до сотни. Таким образом у каждого получалась случайная связка действие/число. Например: «сражение на мечах, 30 человек».
Далее участникам нужно было предствить и нарисовать эту ситуацию разбавленной тушью или акварелью в виде пятна, без фигур. Размер пятна в листе, динамика его изображения, характер краёв и контрформ должны были задавать ритм действия. Если это митинг, то достаточно плотного бесформенного пятна, если драка, то пятно будет куда динамичнее, с активными выходами в белое поле, с внутренними паузами. Кроме того, пятна могли быть разными по насыщенности внутри.
Сделав несколько таких быстрых пятновых работ, участник отбирал лучшую и врисовывал туда линиями фигуры, опираясь на количество человек, указанных в бумажке. Важно было не пересчитать всех до единого, а создать впечатление определённого числа людей. Главное средство в этом — масштаб фигуры к пятну. Где-то фигура изображалась полностью, а где-то только намёком, фрагментом. Важно было не обводить всё и всех, давать группе людей остаться где-то просто пятном, это добавляет в композициию движение и свежесть.
После завершения листа участники тянули следующие бумажки. На каждое такое задание было по 20 минут.
Это упражнение переводит фокус внимания с частностей на целое, с отдельных фигур на движение больших масс. И это ключевой момент в многофигурности — именно характер целого определяет качество такой композции. Примеры подобных решений из работ художников разного времени:
Лука Камбьязо
Антонис ван Дейк
Никола Пуссен
Джордж Беллоуз
Георгий Щетинин
Артём Крепкий
Вот что получилось, задания написаны на листах.
Анна Давыдова:
Вика Когай:
Валя Урм:
Дмитрий Горелышев:
Дарья Климась:
Ксения Добровицкая:
Лена Гордеева:
Наталья Ушакова:
Полина Шутова:
2. Рисование с натуры на одном листе
В этом упражнении уже работали с натурой. Модель позировала, меняя позу так как считала нужным. Участникам нужно было на одном листе бумаги изображать все позы друг за другом таким образом, как будто они все одновременно находятся в одном пространстве. То есть — учитывать общую линию горизонта, общую плоскость пола, перспективные и ракурсные сокращения. Фигуры нужно было располагать так, чтобы они в итоге сложились в композицию, объединённую формой пятна, пространством, общей динамикой или даже сюжетом. Для этого следовало перед изображением каждой новой фигуры продумать расположение её относительно других, наложения и касания с другими фигурами, контрформы. Иногда участники меняли ракурс, искали тот, который подошёл бы для конкретной ситуации на листе.
Листы были разными по наполненности. Первый час — четыре фигуры по десять минут, второй час — семь фигур по семь минут, третий час — одиннадцать фигур по четыре минуты.
Это упражнение мы делали три занятия — с мужской и женской моделью, а последнее рисовали в том же ключе, но при этом на каждой новой позе менялись листами, таким образом каждый автор участвовал во всех рисунках, встраивался в уже сложившуюся ситуацию.
Такое упражнение доступно буквально каждому на обычных набросках.
Вика Когай:
Дмитрий Горелышев:
Дарья Климась:
Лена Гордеева:
Полина Шутова:
Юля Николаева:
3. Завершённые листы.
Чтобы закрепить сделанное, участники получили задание выбрать несколько лучших работ с первых двух упражнений и вывести их на новый уровень. Техника исполнения могла быть та же или другая, например — ручная печать. Главное — улучшить композицию, оставить то хорошее, что получилось спонтанно в быстром листе и почистить нестыковки, ошибки, которые неизбежно были у всех. Начинали с небольшого эскиза, пересматривали расположение пятен в листе, масштаб фигур друг к другу, касания. Принципиально важно делать этот этап без модели, чтобы не отвлекаться на детали. Фигуры в таком случае получаются более условными и цельными, они не так интересны по отдельности, но хорошо работают как целое.
Вика Когай, трафаретная печать и карандаш:
Дарья Климась, диатипия:
Ирина Новичкова, трафаретная печать и карандаш:
Ксения Добровицкая, ручка:
Наталья Ушакова, акварель и карандаш:
Полина Шутова, карандаш: