Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Categories:

Многофигурность, часть первая



Изображение нескольких людей в одном пространстве по праву считается сложной задачей. Не случайно в художественных вузах эту тему изучают на последних годах обучения. Ведь речь идёт не столько об убедительном изображении отдельных фигур, что само по себе требует знаний и навыка, сколько о создании цельной пространственной композиции.

В рамках этого блока занятий участники сделали ряд упражнений, которые призваны помочь снять неуверенность и боязнь перед рисованием большого количества людей, сделать это рисование живым, увлекательным и не зацикленном на отдельных фигурах.


1. Рисование от пятна.
Участники тянули по две бумажки — на одной было написано действие, где так или иначе задействована группа людей, например: «дискотека», «драка», «митинг». На второй бумажке — количество людей, от трёх до сотни. Таким образом у каждого получалась случайная связка действие/число. Например: «сражение на мечах, 30 человек».

Далее участникам нужно было предствить и нарисовать эту ситуацию разбавленной тушью или акварелью в виде пятна, без фигур. Размер пятна в листе, динамика его изображения, характер краёв и контрформ должны были задавать ритм действия. Если это митинг, то достаточно плотного бесформенного пятна, если драка, то пятно будет куда динамичнее, с активными выходами в белое поле, с внутренними паузами. Кроме того, пятна могли быть разными по насыщенности внутри.

Сделав несколько таких быстрых пятновых работ, участник отбирал лучшую и врисовывал туда линиями фигуры, опираясь на количество человек, указанных в бумажке. Важно было не пересчитать всех до единого, а создать впечатление определённого числа людей. Главное средство в этом — масштаб фигуры к пятну. Где-то фигура изображалась полностью, а где-то только намёком, фрагментом. Важно было не обводить всё и всех, давать группе людей остаться где-то просто пятном, это добавляет в композициию движение и свежесть.

После завершения листа участники тянули следующие бумажки. На каждое такое задание было по 20 минут.

Это упражнение переводит фокус внимания с частностей на целое, с отдельных фигур на движение больших масс. И это ключевой момент в многофигурности — именно характер целого определяет качество такой композции. Примеры подобных решений из работ художников разного времени:
Лука Камбьязо
Антонис ван Дейк
Никола Пуссен
Джордж Беллоуз
Георгий Щетинин
Артём Крепкий

Вот что получилось, задания написаны на листах.

Анна Давыдова:





Вика Когай:







Валя Урм:





Дмитрий Горелышев:



Дарья Климась:



Ксения Добровицкая:



Лена Гордеева:



Наталья Ушакова:







Полина Шутова:




2. Рисование с натуры на одном листе
В этом упражнении уже работали с натурой. Модель позировала, меняя позу так как считала нужным. Участникам нужно было на одном листе бумаги изображать все позы друг за другом таким образом, как будто они все одновременно находятся в одном пространстве. То есть — учитывать общую линию горизонта, общую плоскость пола, перспективные и ракурсные сокращения. Фигуры нужно было располагать так, чтобы они в итоге сложились в композицию, объединённую формой пятна, пространством, общей динамикой или даже сюжетом. Для этого следовало перед изображением каждой новой фигуры продумать расположение её относительно других, наложения и касания с другими фигурами, контрформы. Иногда участники меняли ракурс, искали тот, который подошёл бы для конкретной ситуации на листе.

Листы были разными по наполненности. Первый час — четыре фигуры по десять минут, второй час — семь фигур по семь минут, третий час — одиннадцать фигур по четыре минуты.
Это упражнение мы делали три занятия — с мужской и женской моделью, а последнее рисовали в том же ключе, но при этом на каждой новой позе менялись листами, таким образом каждый автор участвовал во всех рисунках, встраивался в уже сложившуюся ситуацию.

Такое упражнение доступно буквально каждому на обычных набросках.

Вика Когай:



Дмитрий Горелышев:







Дарья Климась:





Лена Гордеева:



Полина Шутова:



Юля Николаева:




3. Завершённые листы.
Чтобы закрепить сделанное, участники получили задание выбрать несколько лучших работ с первых двух упражнений и вывести их на новый уровень. Техника исполнения могла быть та же или другая, например — ручная печать. Главное — улучшить композицию, оставить то хорошее, что получилось спонтанно в быстром листе и почистить нестыковки, ошибки, которые неизбежно были у всех. Начинали с небольшого эскиза, пересматривали расположение пятен в листе, масштаб фигур друг к другу, касания. Принципиально важно делать этот этап без модели, чтобы не отвлекаться на детали. Фигуры в таком случае получаются более условными и цельными, они не так интересны по отдельности, но хорошо работают как целое.

Вика Когай, трафаретная печать и карандаш:









Дарья Климась, диатипия:



Ирина Новичкова, трафаретная печать и карандаш:



Ксения Добровицкая, ручка:



Наталья Ушакова, акварель и карандаш:



Полина Шутова, карандаш:



Tags: методика, многофигурность, обучение, рисунки, трафарет, учебная группа Дмитрия Горелышева ll
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments