Катя Улитина, курс "Конструктивное рисование".
Внутри мастерской было три курса:
Конструктивное рисование (Николай Филатов)
Выразительное рисование (Кирилл Зиман)
Ежедневное рисование (Марина Бородина)
В мастерскую записался тридцать один человек. Половина работала на всех трех курсах, один участник - на одном. Десять человек завершили столько курсов, за сколько взялись. Последний обзор по своим курсам написали двадцать человек.
Мы попросили участников прислать лучшую на их взгляд работу из мастерской и отзывы. Публикуем всё без редактуры.
Елена Сухова, курс "Выразительное рисование". Задание - вырезать силуэт ножом без разметки.
Катя Улитина, курс "Конструктивное рисование".
Ива Татарникова, курс "Выразительное рисование". Задание - нарисовать фигуру в среде неразбавленной тушью, без разметки.
Юлия Пащенко, курс "Конструктивное рисование". Задание - передать ракурс и объем с помощью поперечных сечений.
Яна Елисеева, курс "Ежедневное рисование". Автопортрет в кресле.
Анастасия Северова, курс "Выразительное рисование". Задание - нарисовать фигуру в среде неразбавленной тушью, без разметки.
Ольга Сергеева, курс "Выразительное рисование". Задание - нарисовать фигуру в движении.
Натали Соколова. Курс "Конструктивное рисование".
"В мастерской скорого рисунка я участвовала впервые. В заявке писала, что делаю это для того, чтобы начать больше рисовать, меньше бояться и быть свободнее в изображении человека. Я бы сказала, что эффект от занятий превзошёл мои ожидания. Во-первых, мне дали не рыбу, а удочку)) Сейчас я рисую практически каждый день и пользуюсь с удовольствием всеми выразительными приёмами, о которых рассказывал Кирилл и не только ими. Если раньше рисовать наброски кистью мне сложно и неприятно, то сейчас я получаю массу удовольствия от процесса и, иногда, от результата.))
Благодаря Николаю, я открыла, наконец, Баммеса.)) За что ему серьёзное большое спасибо. Пару лет эта книга стояла у меня на полке. Но как к ней подступиться, я не очень понимала. Это был такой мёртвый груз. Я знала, что это хорошая анатомия и купила её в своё время, но открывала только первое время после покупки ""полистать"". После мастерской я стала её читать. (насколько это возможно с таким переводом) и стала каждый день открывать для себя что-то новое. Поскольку на конструктивном рисовании почувсвовала, как глобально знание конструкции влияет на то, что мы видим. И спасибо за ооочень информативные задания и комментарии, я сохранила доки и буду перечитывать, это прямо целые лекции по анатомии.
На самом деле весь процесс самообучения у меня сильно перестроился благодаря мастерской. Например, в набросках я сейчас ставлю себе конкретную задачу на сессию, потом делаю 30-40 набросков разных с разным таймингом (от минуты до 10), а потом устраиваю себе просморт, разбираю, получилось ли решить задачу, что не так и что изменить в следующий раз.
Единственный предмет, с которым у меня не очень складывалась на протяжении мастерской - это было ежедневное рисование. Отчасти потому, что я и так этот месяц рисовала каждый день, делая задания по другим разделам. Отчасти потому, что задания были довольно абстрактны. Однако и здесь случился интересный опыт с рисованием на улице, вернее в магазине. Когда я именно для ежедневного рисования попробовала порисовать людей на кассах. Это такие ооочень короткие наброски в полевых условиях. Час-полтора такого удовольствия и уже есть много новой информации о характерах, типах, фигурах, характерных жестах.
И спасибо всем преподавателям: Николаю, Кириллу, Марине, за обстоятельные, подробные комментарии, много новой информации, которую ещё долго придётся обдумывать, укладывать и применять".
"Я ожидала большего. Была готова пахать, отложив все дела. Но задания были изложены слишком кратко, они были хорошие, но понять их суть я не могла только по тексту задания. Становилось более понятно в конце недели, после разбора, но дальше шло уже следующее задание. Индивидуальные разборы были очень краткими, регулярно публиковались с задержкой особенно для людей из второй половины списка. Было такое, что новое задание давалось раньше, чем был получен комментарий по предыдущему. Это все очень расхолаживает и совершенно меняется отношение к курсу. Нужно сказать, что, несомненно, участие в курсе повысило мой уровень за счёт регулярной практики, за счёт выполнения заданий, хоть и не всегда правильного, за счёт чтения разборов для меня и других участников".
Елена Сухова:
"Мне очень понравился курс о рисовании человека. Особенно здорово, на мой вздяд, выполнять задания, которые дают в мастерской, с натуры, в студии, пытаясь изменить привычный взгляд и видеть по-другому. Я занималась в двух мастерских - на Выразительном рисунке у Кирилла Зимана и Конструктивном - у Николая Филатова. Задания в этих двух мастерских очень дополняли и "уравновешивали" друг друга, у Кирилла много работали кистью, цветом, это было так необычно и раскрепощающе, я первый раз рисовала гуашью акварельно, это было так здорово. Задания Николая тоже очень понравились, хотя я совсем начинающий рисовальщик, и было сложно рисовать точно и анатомически верно. Николай доступно преподносит сложнейший материал, и это помогает создать "задел" на будущее и осознать, как развиваться дальше".
"Мне очень понравился курс конструктивного рисования, отличный преподаватель, подробные доброжелательные разборы, рекомендации для дальнейшего роста и развития, большой объем работы, возможность учиться глядя что делают другие ученики, Совершенно не понравился курс ежедневного рисованиям ради которого я и записалась, слишком все на самотеке, никаких направлающих, особенная растерянность "задаваийте вопросы, иначе не будет разборов", но для того чтобы задавать вопросы надо уже иметь определенный уровень, видеть свои ошибки, как раз этому надо сначала научиться".
Юлия:
"Для меня он-Лайн мастерская ""Фигура человека"" оказалась невероятно интересной и принесла видимую пользу! Я записалась на все три курса и, хотя порой недоставало времени и умения выполнять задания (особенно сложно дались задания первой недели), очень рада тому, что воспользовалась всеми возможностями этой мастерской!
За время курса я прошла путь от робких попыток рисования фигуры до безбоязненного рисования натурщика, стоящего в любом положении, даже самом сложном!
Так же большим плюсом для меня оказалась ежедневная практика в рисовании, теперь я с легкостью сажусь и рисую в свободное время и главное, я перестала боятся, что выйдет рисунок некрасивый и неудачный.
Я узнала новые интересные подходы к рисованию, попробовала рисовать пятном, тушью, акварелью. Большое спасибо всем преподавателям за их полезные разборы рисунков и замечательные советы участникам!"
Катя Улитина:
"Добрый день!
Мне очень понравился курс, я была в путешествии, но взяла аж три направления)) Хоть как-то охватить успевала только два, выразительное и конструктивное рисование. Как всегда, мега благодарность Николаю, за конструктив, за советы, и за детальные и подробные разборы, с правками по рисунку! Это так наглядно, сразу понимаешь, на сколько лучше могла бы быть именно данная картинка. Это такая огромная работа, Николай, Спасибо!!!
На Выразительном рисовании я наконец-то поняла, откуда родом картинки в два цвета)) Кирилл вообще крутой, и очень вдохновляет, я многому у него учусь, и счастлива, что такая возможность есть, даже когда ты не в Москве) Кирилл, спасибо-спасибо!!
На курсе Марины, как это ни странно, я была, в основном, читателем. Понимала, что упускаю возможность обратной связи, и получения ответов на вопросы. Но, и такое участие, для меня было интересно и ценно.. сидя где-нибудь в аэропорту или на вокзале, смотрела чужие работы, и читала-анализировала разборы и советы. Марина, спасибо Вам, ежедневное рисование - это то, к чему я стремлюсь :)
Вообще понравилось все! Для меня информации было сильно больше, чем можно унести и осознать, поэтому я к вам еще вернусь :))
Спасибо!!"
"На мой вкус это была очень цельная мастерская. Во-первых, курсов было немного, всего три (Конструктивное рисование, Выразительное рисование и Ежедневное рисование), что избавило меня от необходимости выбора. По моим наблюдениям три курса – оптимальная нагрузка, при которой успеваешь уделить достаточно внимания каждому курсу. Во-вторых, задания курсов где-то перекликались (аппликация на ВР и рисование контуром на КР), где-то дополняли друг друга (даже ЕР было не про что угодно, а тоже про человека), и это помогало заниматься сразу на нескольких курсах, потому что не требовалось какого-то радикального переключения с темы на тему.
Лично мне было полезно всё))). Я наконец-то собралась с силами и начала рисовать на время. Открыла для себя Баммеса. Научилась (надеюсь, хоть чуть-чуть) мыслить пятном.
Отдельное спасибо преподавателям, они давали реально осмысленные комментарии, по которым можно было понять, что – техническая ошибка, которую лучше не повторять, а что – допустимое стилистическое решение. Плюс я ценю доброжелательное отношение преподавателей, как на первой онлайн-мастерской, так и на этой. Для меня это было очень важно".
Ольга Сергеева:
"Не знаю, какой из трех предметов курса помог и понравился мне больше. Так посчастливилось, что я могла постоянно, на протяжении 5 недель много рисовать, выполняя задания. Изучение человека – то, чего мне не хватало после окончания художественного вуза. Удалось прикоснуться к анатомии, получить ежедневный рисовальный настрой и узнать себя с новой стороны, убрать некоторые рамки. Анатомия человека – это не сложно и может быть понято. Рисовать каждый день – моя рисовальная зарядка. Легкость возможна – лучше недоделать, остановиться, сохранить хорошее в работе".