Флоренция.
Винченцо Данти.
Музей Барджелло — большое собрание скульптуры и декоративно-прикладного искусства, местами напоминает ГМИИ, только всё об итальянском средневековье и Ренессансе. Для меня самой ценной частью стала скульптура. Есть рельеф Микельанджело, несколько работ Джамболоньи, Винченцо Джемито, сложнейший многофигурный рельеф Винченцо Данти с Моисеем. Очень насыщенный и красивый (!) отдел с оружием разных эпох. Как и в большинстве подобных музеев Флоренции, тут ценна не только экспозиция, но и синтез экспозиции с самим зданием — дворцом Барджелло, одним из старейших зданий Флоренции, заложенном в XIII веке.
В галерее Уффици идут две выставки.
Первая — небольшая экспозиция Лукаса Кранаха, ксилографии виртуозной работы и немного живописи.
До 7-го января.
Вторая выставка — японские ширмы периода, который соответствует итальянскому Возрождению. Большинство из них сделаны очень богато, сложно технически (местами вообще непонятно как), но как будто тяжеловесно. Но две ширмы выделялись на общем фоне лёгкостью — такое ощущение, что пейзаж на нескольких створках (общая длина — метра три, не меньше) был написан за один приём, очень широкой кистью. К сожалению, там запрещено было фотографировать.
До 7-го января.
Паоло Уччелло.
В основной экспозции галереи самое большое впечатление произвела первая часть экспозиции — Джотто, Пьетро Лоренцетти, Филиппино Липпи, ранние работы Боттичелли. Особенно запомнился Паоло Уччелло — очень цельная и насыщенная цветом работа «Битва при Сан-Романо». Трогательная деталь — обломки копий, лежащие ровно по сетке, Уччелло был фанатом перспективы. После этой части экспозиции всё последующее казалось менее сильным по цвету.
В музее Марино Марини можно увидеть его скульптуру, графику, немного живописи. Тонкая и скорее архаичная по пластике скульптура ранних лет понравилась больше поздней, формальной, абстрактной, менее личной. Само здание тоже непростое — ранее это была церковь Святого Панкратия.
Сиена.
Посчасливилось попасть на выставку Амброджо Лоренцетти с музейном комплексе церкви Санта-Мария делла Скала. Это замечательный сиенский художник, современник Джотто. Эта выставка — одно из самых сильных впечатлений поездки — плотность прекрасного выше чем в Уффици. Лоренцетти оказался одновеменно техничеки изощрённым и разнообразным живописцем, но при этом «народным» и живым — много явно наблюдённых сцен, необычных ракусов, жестов, большое удовольствие рассматривать. Отмечу отдельно то, что выставка сделана прекрасно — планировка, свет, цвет стен, мультимедийная часть о фресках в Палаццо Публико (самое известное его произведение, надо идти смотреть отдельно) — всё на высоком уровне.
До 21-го января.
Донателло.
В музее церкви Санта-Мария делла Скала большая коллекция скульптуры, большей частью это убранство собора, не самое интересное при рассмотрении без архитектурного контекста. Зато есть роскошный рельеф Донателло и серия графических обмеров (XIXв.) напольных мозаик собора, невероятной тонкости работа.
Болонья.
Франческо Веццали.
Мэттью Дей Джэксон
В музее Мамбо есть небольшая, но разнообразная экспозиция современного искусства, от 60-х годов до наших дней. Зацепил гипнотический гобелен Франческо Веццали и скульптура Мэттью Дей Джэксона, вырезанная из массы, состоящей из дерева и пластика, очень красивая поверхность.
Но основной целью была конечно экспозиция Джорджо Моранди, своего рода музей в музее. Болонья — город в котором художник жил и работал, не мудрено, что там самая большое его собрание. В экспозиции нашёл всего пять-шесть работ, которые были на недавней выставке в Москве, всё остальное было для меня совершенно новым. Особая ценность — увидеть вживую его карандашные рисунки, их не привозили к нам. Они поражают минимальностью средств и чуткостью к нажиму. То есть там есть вот это всё, что мы любим — разное белое, работа с краями листа, рельеф, контрформы, но сделано это так мягко и не нарочито, что получается не аналитическая схема, а скорее что-то природное. Тихий музей, в котором можно и нужно провести полдня минимум, очень рекомендую.
Недалеко от Болонской академии искусств, где Моранди некоторое время преподавал офорт, находится его музей-квартира. Попасть туда можно всего несколько дней в неделю и по записи, но оно того стоит. В экспозиции выстроены уголки, воссоздающие убранство его комнаты и мастерской, собраны многочисленные предметы для натюрмортов, книги, фотографии и его личная коллекция — живопись, графика (есть офорт Рембрандта), дивной красоты античная керамика. По фотографиям современников видно, как тщательно он выставлял натюрморт — а одной из фотографий видно лист бумаги, который визуально разворачивает к зрителю верхнюю плоскость овального стола, оставляя при этом все предметы на линии горизонта. То есть — сначала композиция натюрморта во всех подробностях создавалась в реальном мире, а потом точно переносилась на холст.
И бонус — то окажется в Болонье после 25-го ноября — не пропустите фестиваль комиксов Bilbolbul, это целый комплекс мероприятий и выставок. Я его не застал, к сожалению.