Фёдор Платов. Без названия, 1930 г.
Выставка показывает преемственность между художниками и течениями и многообразие направлений в советском искусстве, восполняя пробелы в представлении о нем. На слуху авангард 10-х - 20-х годов, потом сразу официальный соцреализм, дальше - обрывки: суровый стиль, Лианозовская группа и как будто бы больше ничего и не было. Между тем русское искусство в это время развивалось многопланово и параллельно с мировым искусством, но в своих условиях. Живописцы получили госзаказ на создание новой картины, и из зала в зал можно проследить, как развивался поиск. Где-то к этой задаче прикручивались мировые тенденции: например, сцены нового советского быта изображали в ключе французской школы живописи. Где-то авторы жертвовали связью со зрителем и уходили в затворнический формальный поиск: для меня открытием стал зал с работами Фёдора Платова о синтетической перспективе. На выставке можно увидеть работы и известных, и забытых, и почитаемых в то время, и репрессированных художников. Идеологического противопоставления нет, есть искусство в его многообразии, которое обеспечивает коллекция.
Представлена в основном живопись, в каждом зале есть несколько скульптур, для графики выделили один коридор. Ясно видно, что пока живописцы приспосабливались к новым условиям под давлением госзаказа, графики в большинстве своем тихо работали в общемировом ключе и развивали довоенные находки. Есть зал, посвященный архитектурному рисунку и фантазиям. Все сопровождается крепкими кураторскими текстами.
В первую очередь рекомендую выставку тем, кто интересуется междувоенным периодом в русском искусстве. Кажется, это первая большая обзорная выставка об этом периоде, отдельных авторов которого нам показывали галерея Галеева и "Ковчег".
До 20 ноября.
Обзор Натальи Гриценко.