В этом году мы много рисовали людей. Хотелось, чтобы они были подвижными и с характером.
1. Начали с рук. Линией, меняя нажим рисовали любой выбранный в мастерской предмет, потом свою руку в самостоятельно выбранном ракурсе, потом предмет в руке, да так, чтобы чувствовалась разница между предметом и рукой и характер линии этому помогал.
Потом рисовали руки по представлению, я диктовала — ребята рисовали, на каждый рисунок минут по пять и некоторое время на доработку в конце. Темы такие — "мальчик порезал палец", "бабушка чистит картошку", "девочка завязывает бант", "кто-то гладит собаку".
2. С рук на человека. Два занятия посвятили рисованию человека с натуры. Быстрые наброски, на каждый по три минуты, в арсенале простой карандаш и три цветных на всякий случай. Позировали по очереди сами ребята, сначала по одному, потом парами. После каждому нужно было из своего получившегося отобрать три лучших наброска, один из них превратить в картинку с сюжетом. Кто-то дорисовывал, кто-то повторял на отдельном листе.
Во второй набросочный заход делали упор на точную линию без повторов, потом рисовали штрихом, совсем без линии. Позировали опять сами, по очереди.
3. Переключились на рисование людей по воображению.
С младшими взялись за кисть, на листах А3 заставляли шевелиться и принимать разные позы персонажей со своих набросков, много бумаги перевели. Потом каждый, исходя из собственного опыта, рисовал спортсменов в действии.
Старшие под диктовку рисовали мужчину, поднимающегося по лестнице, женщину с тяжелыми сумками (вид со спины), двух грузчиков с тяжелой коробкой, маму с коляской, бабушку, вешающую белье, по три минуты на рисунок.
Основным заданием было нарисовать какое-нибудь людное место, причем именно людьми, его наполняющими, показать, что это за место. Нарисовать нужно было не менее 15 человек. Людные места придумывали сами, писали на бумажку, кидали в горшочек, вытягивали наугад, рисовали.