С 5 по 8 мая прошёл пансион-пленэр в Торжке. С погодой очень повезло: она показала себя со всех сторон, но не помешала работе. Новички трудились вместе с бывалыми участниками, сложностей и открытий хватило на всех.
Композиционные эскизыГризайль.
Работали кистью, чтобы не сбиваться на контурное рисование, а обозначать тоновые пятна.
Мы перемещались по маршруту. Переходы пятиминутные, остановки получасовые. Выполнили 5 композиционных эскизов на темы:
1. Фронтальная композиция ( простая композиция с последовательным пересчётом планов)
Работы Кати Поляховой
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/249479/166985301.2/0_1ce85b_c1c5478b_orig.jpg)
2. Композиция с уходом в глубину (плановость сохраняется, но появляются "связки": объекты, лежащие в нескольких планах одновременно).3. Панорама ( композиция, вписанная в горизонтальный формат, пропорции которого более 2:1, и охватывающая больше, чем ширина обзора)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/236311/166985301.2/0_1ce859_3d9bf4c5_orig.jpg)
4. Ракурс ( композиция со сложного или неочевидного ракурса)(с перилами)
5. Пустота ( центром и главным героем композиции выступает отсутствие действующих лиц, пространство между предметами, контрформа).
Работа пятнами
На пленэре главное работать точно и быстро.
Сперва оттачивали точность.
Выбрали несложный мотив.
Работали локальными пятнами, внимательно подбирали их тон и цвет.
В каждой работе есть хотя бы одно моё пятно. Оно призвано помочь или помешать. Исправлять такие пятна автору было нельзя. Зато можно было поспорить с преподавателем и убедить в неправоте. На первом фото такое пятно трепетно оставили в центре светло-зелёным шариком
Ирина Решетникова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/237001/166985301.2/0_1ce85c_7e03a199_orig.jpg)
Алена Фролова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/219501/166985301.2/0_1ce85d_6270c54b_orig.jpg)
Аня Власова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/232848/166985301.2/0_1ce85e_d34b95c9_orig.jpg)
Наталья Зябликова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/229651/166985301.2/0_1ce85f_b2f47ece_orig.jpg)
Мазок
Задачи последовательно накладывались друг на друга.
Во втором задании не просто клали пятна, но и задумывались над тем, как его положить, чтобы создать нужное впечатление материальности.
Сработало не сразу, но мысль укоренилась в умах и проявилась в дальнейших этюдах.
Марина Забавина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/197756/166985301.2/0_1ce862_c7ee5d6b_orig.jpg)
Катя Поляхова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/199051/166985301.2/0_1ce861_ef0307ec_orig.jpg)
Ирина Решетникова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/243369/166985301.2/0_1ce860_2d27b5f7_orig.jpg)
Масштаб
Главная пленэрная ошибка даже опытных художников — укрупнение масштаба интересных объектов. Хочется размахнуться или разобрать внимательнее главное, а формат не приспособлен.
Обсудили с участниками это с примерами.
Спросила: "сколько раз жёлтый дом умещается до нас?" Ответили "два", а оказалось почти пять.
Этюд выигрывает, если усилить разницу между большими и малыми пятнами. Это позволяет без потерь перевести его крупноформатную картину.
Наталья Зябликова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/243077/166985301.2/0_1ce868_6d530cdf_orig.jpg)
Алена Фролова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/243492/166985301.2/0_1ce869_4a8e4ace_orig.jpg)
Марина Забавина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/231315/166985301.2/0_1ce86a_da2e407f_orig.jpg)
Отражения
Воды вокруг было много, и тихой, и подвижной.
Не было задачи срисовать. Изменчивую структуру как срисуешь?.. Передавали впечатление. Объясняли возникновение разных пятен, разбирали, какая часть волны, что отражает, как влияет цвет дна, чем отражение отлично от отражаемого.
Марина Забавина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/236311/166985301.2/0_1ce871_c2d7caa8_orig.jpg)
Катя Поляхова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/251308/166985301.2/0_1ce870_ad72d4b9_orig.jpg)
Алена Фролова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/508985/166985301.2/0_1ce86f_affb9364_orig.jpg)
Наталья Зябликова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/246155/166985301.2/0_1ce86e_a2696c2b_orig.jpg)
Работа на время
Уменьшение времени при должном ведении работы мало влияет на качество этюда. Учились работать эффективнее: максимально быстро и метко избавиться от белых пятен, а дальше уточнять, если позволяет время и погода.
1 эюд 1час 10 минут
2 этюд 50 минут
3 этюд 30 минут
Галина Буржанова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/478681/166985301.2/0_1ce872_8f1d64b0_orig.jpg)
Галина Буржанова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/215222/166985301.2/0_1ce873_5b693502_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/166616/166985301.2/0_1ce874_d0d7b528_orig.jpg)
Ирина Решетникова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/246155/166985301.2/0_1ce875_d043533_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/117578/166985301.2/0_1ce876_e71813e8_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/197756/166985301.2/0_1ce877_4dc83ff8_orig.jpg)
Изменчивые состояния
Писали быстро и собранно.
Отмечали сразу самые светлые и тёмные пятна, чтобы обозначить тоновой диапазон.
Наличие кусочка земли в подобных выкрасках обязательно. Земля сильно темнее неба, и это нужно иметь в виду, закладывая светлотный диапазон. Светящееся небо без земли написать легко, а с ней изобретать приёмы надо: положить краску на протирку, ободочек цветной добавить, краешки утемнить.
Катя Поляхова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/236239/166985301.2/0_1ce87b_150127f8_orig.jpg)
Аня Власова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/230197/166985301.2/0_1ce87a_f5a7af39_orig.jpg)
Алена Фролова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/166206/166985301.2/0_1ce879_34b35692_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/362774/166985301.2/0_1ce878_6adffe43_orig.jpg)
Отзывы
мы публикуем все присланные отзывы без редактуры.
Ира Решетникова:
"Это четвертый мой пленер с Женей и если будут силы и материальные возможности я не пропущу ни один пленер с этим лучшим преподавателем, который у меня когда-либо был. Потому как для меня это уникальная возможность перенять ее опыт и знания, благо этот замечательный человек так доступно и легко делится всем, чем владеет! Благодарю за возможность учиться у нее видеть, анализировать, а потом всё увиденное правильно, и по возможности, красиво положить на холст.
Моя слабая сторона - это тоновые и цветовые отношения, к окончанию пленера в Торжке эти задачи, я считаю, решались мною легче, чем обычно, а это большое достижение для меня!
Занимаясь у Жени 2 года практически с нуля на сегодняшний день я могу сама без помощи моего педагога написать вразумительный, внятный и неплохой этюд с натуры - это для меня самое важное и желанное, то ради чего я и хожу на занятия к Жене Деминой. Спасибо ей!"
Алена Фролова:
"Привет!
Пленэр мне понравился.
Такая форма работы со 100% погружением оказалась очень полезной для меня. Такой подход не только мобилизует, но и организовывает, заставляет работать интенсивнее. После чего результаты налицо.
Очень круто, что в группе все работали, никто не отлынивал, не пытался лениться или сбежать отдыхать! Такая форма заинтересованности тоже создает атмосферу, усугубляет эффект погружения - очень полезно и конструктивно.
В этот раз, благодаря твоей поддержке, решилась попробовать писать воду с сильным течением - структуру сложную, изменчивую, нестабильную. Было интересно и я довольна результатом.
И уже нестрашно работать жирно!
Что недоработано: обратила внимание, что мало времени и сил уделяю композиции и абрису предметов и пустот. Не знаю, как прокомментировать. Работать надо 😀
Ещё пленэры хочу. Любые, лучше многодневные, но 1-2 и как в Торжке, 3 дневные тоже оч хорошо и полезно."
Ашихмин Виктор
"Я новичок в этой сфере, сфере пленэра, сфере живописи. Масло для меня было абсолютно новом, непознанным средством отображения моего виденья действительности. Для себя я познал все прелести масла, хоть и был весь вымазан маслом, но теперь я хочу снова и снова возвращаться именно к этому виду красок.
Четких ожиданий у меня не было, но мне понравилась атмосфера, коллектив , в котором мне, к счастью, пришлось работать. Я благодарен зато, что меня, новичка, тепло приняли. Считались с моим мнением. Людям было интересно мое мнение, виденье происходяшего.
Лично мне, в следующий раз, хотелось бы попробовать городской пейзаж. Хочется найти в серой цветогамме большого города свои многогранные переливчатые тона."
Буржанова Галина
"При не малом опыте рисования на пленэре (худграф пединститута, работа в художественной школе), выезд оказался для меня очень полезным. Этот пленэр выявил, что многие темы пленэрной живописи мною, если и были затронуты ранее, то очень поверхностно: отражение в воде, закатные состояния, панорама, пейзаж, построенный на контрформах… Пленэр оказался своеобразной «затравочкой», провоцирующей эти темы разобрать поподробнее самостоятельно. Понимаю, что с контрформами сама не разберусь.
На пленэр ехала по нескольким причинам; хотела, чтобы сын (16 лет) в хорошей компании приобщился к пленэрной живописи, и надеялась выявить проблемы в своей пленэрной живописи. Мои надежды оправдались. У сына чешутся руки, выйти в Москве порисовать. И неожиданностью для меня стало открытие, что я тоже, как и многие, приближаю второй и третий план к первому (и по масштабу, и по тону).
Очень порадовали мои заинтересованные спутники; Женя, как всегда, на высоте. Надеюсь на продолжение. Странное, скорее всего невыполнимое, желание – походить с Женей по Москве и углубиться в тему контрформ, чтобы она стала более понятна."
Марина Забавина
"Опыт в живописи у меня совсем небольшой, хоть и присутствует. Образование техническое.
Пленэр мне, как новичку, оказался крайне полезным. Причем, не только в части которая касалась непосредственно живописи, но и в части каких-то технических моментов: работа с материалами и тд. Здорово было понять для себя, что тренируя глаз, можно действительно лучше видеть и понимать цвет, тон, их отношения. Так сложилось, что раньше я больше занималась рисунком и как анализировать форму мне в принципе было понятно, а цвет всегда оставался чем-то к чему страшно подступиться. Пленэр помог понять, что с цветом та же история, что и с формой: нет никакой волшебной палочки, нужно просто систематически тренировать глаз.
Понравился организованный Женей распорядок и ритм, который не давал расслабиться. И если в первый день мне, опять же как новичку, было трудно, то уже на второй чувствовался азарт и бо́льшая концентрация на работе, не смотря на довольно прохладную погоду.
Естественно, с появлением новых знаний появились и новые вопросы, связанные с ведением работы, техникой письма и много других. Конечно очень бы хотелось продолжения. Ещё раз получить такую творческую встряску, возможно попытаться работать более сосредоточенно.
Женя, тебе огромнейшее спасибо за твой труд, за терпение и помощь.
Если честно и кратко - это было что-то невероятное."
Катя Поляхова
"Здравствуйте,
Этот первый для меня пленэр оказался чем-то вроде интенсивного знакомства с маслом, поскольку полевые условия не позволяли ни на что отвлекаться и была полная концентрация на предмете. Превосходно для начинающего. Каждое упражнение на пленэре было для меня полезно, от составления композиций до скоростных этюдов. Задачи ставились постепенно и по конкретным больным местам. А решание заданий (при такой возможности получать комментарии и замечания) помогло начать их не бояться!
Мне очень понравился темп работы, я бы очень хотела повторить подобную пленэрную практику. Думаю, что на больший срок, потому что к концу открывается нечто вроде второго дыхания, некоторая бОльшая свобода к предмету, которую хотелось бы испытать там же. Или это есть желание закрепить наработки.
Особых специфичных нужд и запросов у меня еще не сформировалось, поэтому не знаю точно, что предложить на будущее. Мне пока что любопытно всё.
Большое- больше спасибо!"
Аня Игнатович
"Привет, Женя!
Я ехала на пленэр, чтобы плотно поработать с цветом на природе, возобновить работу маслом после перерыва. Пленэр оказался действительно очень интенсивным, моя цель достигнута, я хорошо размялась, стала видеть гораздо больше цвета вокруг, в работе стала больше думать не о конкретным цвете, а о его роли в сочетании с другими окружающими цветами.
Да, я хотела бы продолжения, потому что каждый новый пленэр с Женей дает очень много, становится новой ступенью в моем художественном образовании , учит быть точнее, яснее, чутче к цвету, справляться в трудных полевых условиях с непростыми задачами.
Мы хорошо поработали в замечательном месте отличной компанией. Спасибо, Женя