Мы с Машей Титовой ведём в Строгановке курс о ручной графике. Этот рассказ посвящён заданиям, которые студенты второго года обучения делали в течении прошедшего семестра. Темой полугодия стали три печатные техники — трафарет, монотипия и диатипия.
1. Начали с монохромного трафарета, продолжили цветным. На основе одной постановки нужно было выбрать интересные фрагменты и решить их, учитывая возможности техники — уплощённость, разнообразные фактуры, чёткие края.
Техника простая и доступная всем, поэтому именно её мы выбрали для знакомства с печатной графикой. Принцип точно такой же как других техниках высокой и плоской печати — конкретные формы печатного поля, послойность исполнения, но при этом минимальные затраты. Сначала на эскизе или в уме решается композиция будущего листа, потом из тонкой бумаги вырезается собственно трафарет — форма нашего изображения. Совместив трафарет и печатный лист, мы прокатываем трафарет краской с помощью валика (резинового или поролонового). Сколько слоёв в нашем изображении, столько и трафаретов. Важный момент — каждый трафарет делается на листе того же формата, что и печатный лист — это позволяет быстро и точно совмещать слои. Изображение по мере необходимости можно дополнить текстурами — прокатывать краску через сетки, тонкие решётки, другие плоские материалы. Формат работ — А3.
Наша постановка:
Результаты:
2. Вторая техника — монохромная монотипия, я подробно писал о ней ранее.
Сначала вся группа рисовала пейзажи из окон — в основном с шестого этажа нового корпуса Строгановки. Цель — передать необычный вид на гододской пейзаж средствами чёрного и белого. Рисовали в основном тушью. После этого лучшие натурные работы были доведены до ума и напечатаны. В этой теме разнообразие фактур было особенно значимым, изображение трактовалось больше как знак, а не как реалистичный пейзаж. Для текстур использовали множество подручных средств — расчёски, полиэтилен, бумага, сетки. Формат работ — А3.
3. Третьей техникой в этот раз стала диатипия, о ней тоже уже много раз писали на сайте. На этом задании у группы не было единой постановки, просто ряд из разных по качесвам предметов. Студентам нужно было сначала увидеть в этом композицию, а потом только изобразить. В отличии от непредсказуемой во многом и строптивой монотипии эта техника очень тонкая и управляемая — можно передавать как нежнейшие тональные нюансы, так и грубую фактуру, всё настраивается исходя из задачи. Пригодилась также работа с трафаретом — маски из бумаги использовали в тех местах, где нужно было сохранить чистый белый с ровным краем.