Задание для группы по вторникам.
Дано: Занятия с моделью и офортным станком.
Задача: Узнать и применить выразительные средства техники.
Монотипия — простой тип плоской печати. На выходе получается один оттиск, нельзя сделать тираж — отсюда и название техники. Каждый лист уникален. Работы выполняются с помощью офортного станка.
Приведу три варианта исполнения монотипии в порядке усложнения технологии.
1. Белый фон.
Работа кистью и масляной краской по ровной гладкой поверхности. По сути это рисунок, подобный тушевому, который потом прокатывается в станке. Получается его зеркальный оттиск. Отличие от собственно рисунка состоит в особой зернистости печатного изображения.
2. Чёрный фон.
Пластиковую пластину тонким ровным слоем закатываем чёрной масляной или типографской краской с помощью валика. Это основа изображения. Везде, где этот слой останется нетронутым, на оттиске будет ровный чёрный цвет. На красочный слой воздействуем посредством линии, пятна и текстуры.
Линию делаем черенком кисти, зубочисткой, бамбуковой шпажкой для шашлыка или другими инструментами. Тут нет правильного и неправильного, доверьтесь себе. Линия может быть тонкой или толстой в зависимости от задачи, ровной или шероховатой, аккуратной и динамичной. То же относится и к штриху.
Работа с пятном — это протирание, высветление красочного слоя. Это можно сделать рукой, кистью, тряпкой, ватной палочкой, мастихином, резиновым шпателем и ещё сотней других способов. Придумайте свой. Краску можно вытереть дочиста, но это не обязательно — чем больше разнообразного серого будет в работе, тем богаче и сложнее она будет выглядеть. Кроме механического протирания можно использовать растворитель для размывания красочного слоя кистью в нужных местах. Так мы получим живые и часто непредсказуемые разводы. Важно помнить, что масляная краска размытая растворителем сохнет куда быстрее, чем краска накатанная валиком, поэтому такое размытие лучше сделать в последний момент перед печатью.
Дополнительное средство воздействия на красочный слой — это текстура. Тут всё просто — прикладываем к накатаной краске неровные поверхности чтобы получить их отпечаток. Например — мятая бумга, полиэтиленовая плёнка, ткань, плёнка-пупырка, кружево, сетка. Ищите своё, но помните, что каждый эффект хорош в меру и в правильном месте.
3. Чёрный фон с масками.
Этот способ не исключает использования всех уже описанных средств, но к ним добавляется маска. Это фигурно вырезанный или вырваный кусок бумаги, который ложится на закатанную доску в то место, которое оставляем белым. Отличий от протирания два — белый в этом месте получается совершенно чистый и с чёткими краями, что практически недостижимо при ручной протирке. Чёткий край придаёт работе контрастность, резкость и завершённость. Особенно хорошо использовать маску с протирками и текстурами, так мы балансируем между чёткостью и случайностью. Рекомендую класть маску уже после того, как вы поработали линией и пятном — так вы не испачкаете маску краской и получите действительно чистое белое. Не пытайтесь сделать маску сложной и натуралистичной по форме, монотипия всй держится на ритме, лёгкости и условности.
Техника живая, импровизационная, она требует от автора технических навыков и смелости в паре с интуицией. Важно вовремя заметить красоту и придать ей полноценное звучание.
Мы работали со вторым и третим способами. Работы с натуры по двадцать минут.
Аня Лыкова:
Валя Урм:
Галина Буржанова:
Даша Ескина:
Ирина Князева:
Катя Усова:
Мария Зайцева:
Наталья Гриценко:
Наталья Ушакова:
Сергей Шубкин:
Неопознанные работы:
Другие материалы по теме:
Монотипия в средовой группе. Модель.
Монотипия в воскресной группе. Натюрморт.