Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Category:

Выставка Джорджо Моранди в ГМИИ





Эта выставка — большое событие для меня, Моранди — из самых близких и любимых художников, но вживую я его работы до этого момента не видел.
Для меня она стала одним из самых сильных впечатлений от контакта с искусством вообще.
Часто бывает так, что большая экспозиция работ одного автора не получается равномерной по качеству (пример тому — большие выставки в ГТГ на Крымском). Здесь же такое ощущение, что нет ни одного произведения, которое можно убрать, всё работает на целостное впечатление, у каждой вещи можно стоять по десять-пятнадцать минут.

Прошёл выставку туда и обратно, отметил для себя несколько вещей. Работа с цветом и тоном — тончайшие отношения в живописи и акварелях, уместность каждого цвета в его количестве и интенсивности. Пластика — для него нет разницы что изображать и чем, пластическая тема доминирует надо всем остальным. Отметил, что натюрморт из малых простых предметов воспринимается как изображение архитектурных объемов, настолько крупно и цельно взяты основные отношения. На пейзаже с первой фотографии заметил, что смотрю как будто в окно, а не на плоское изобржение. От этой работы вообще трудно было уйти. В офортах та же достаточность тона, что и в живописи (снова к том, что ему не так важно средство изображения) — нет открытого чёрного, очень деликатный белый, богатство полутонов. Нигде нет ощущения пережатости, «лихости» или «артистичности». Не выражение себя любимого и неповторимого, а служение — природе, пластике, искусству как таковому. Это чувство проходит через все работы, а Тишина, заключённая в них воздействует и на зрителей — несколько раз я слышал Тишину в зале.

Ещё одна вещь — отсутствие в этих работах концепции, манифеста, позы. Пластика оказывается сильнее теории и стилистических привязок:
«Мои натюрморты того времени остаются натюрмортами и никоим образом не наводят на какие бы то ни было метафизические, сюрреалистические) психологические или литературные размышления. Мои манекены для модисток - такие же предметы, как и все прочие, они не были выбраны, чтобы намекнуть на символическое присутствие человеческих существ, легендарных или мифологических персонажей, для этих работ я выбрал обыкновенные названия - «Натюрморт», «Цветы», «Пейзаж». (Джорджо Моранди)

Отдельно отмечу экспозицию — прекрасно сделано всё, кроме, пожалуй текстурных участков стены, они мешают. Хорошая находка с окнами, занавешенными белой тканью — мало того, что в экспозиции появляется живой дневной свет, так ещё пейзаж на окном благодаря ткани становится близким по отношениям работам Моранди.
К выставке издали отличный альбом, где можно не только посмотреть работы, но и почитать об авторе.

Я пойду ещё как минимум раз и всем рекомендую это увидеть.
До 10-го сентября.
Tags: выставки, графика, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments