Канцелярия Кружка (ksr_office) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Канцелярия Кружка
ksr_office
kruzhokskorogorisunka.ru

Category:

Обзор курса "Отбор средств в этюде" (К. Зиман)

В июне 2016 г. прошел пленэрный курс "Отбор средств в этюде".


Фото Н. Антоновой

В этом посте:

  • Обзор

  • Некоторые этюды

  • Отзывы участников


Обзор
Рассказывает К. Зиман.

5, 13, 19 и 26 июня прошел курс по отбору средств в этюде. Курс получился в большей степени о тональности. На направленное занятие техникой, колоритом и композицией не хватало внимания и моего опыта. На курс записались 6 человек, но прошли курс только четверо, причем одна участница начала с середины. Работать с Галей, Сашей, Олесей, Ирой и один раз с Федором было интересно. Они принимали задания и работали с ними даже когда задания были им не близки.

Первый день, Царицыно



Первый день курса мы знакомились. Я дал только общие наставления: выбрать мотив, понять, что в нем привлекает, определить тональную и цветовую иерархии, писать, как привычно, но учитывая, что мы намереваемся написать около пяти этюдов. Через некоторое время я обошел всех. Основной проблемой оказались неясные тональные отношения, на что я и обратил внимание учащихся.

После обеда был просмотр. Я предложил сократить количество красок на палитре до четырех (считая белила), выбор красок остался свободным. Во время одного из обходов я добавил еще одно задание: замешать все нужные тона на палитре, прежде чем писать . Это упражнение хорошо тем, что оно требует остановиться и разобраться в отношениях с самого начала.

В завершение дня прошел еще один просмотр, на котором я дал домашнее задание. Участнику нужно было решить, сколько этюдов по теме занятия он напишет на неделе, и написать их. Такое домашнее задание было после каждого занятия.


Некоторые этюды
















Второй день, Коломенское



Темой занятия была живопись тремя красками: белилами, охрой и костью. Задача - отвлечься от натурного цвета и больше внимания обращать на тон и тепло-холодность. В то же время - почувствовать тонкие цветовые отношения, увидеть, что для передачи синевы неба достаточно разбеленной кости. Дополнительной темой была формальная композиция. Нужно было подойти к этюду, как к абстракции, найти чисто рисовальный интерес.

Во время обхода я заметил, что такие краски требуют внимательной работы на палитре и чистоты замесов. Если этого нет - цвет теряется, все получается одинаково серо-желтым.

В этот день нам удалось пообедать всем вместе.  Так повторялось до конца курса. Кроме того, у нас был гость Настя, она фотографировала и угощала паштетом.

Во второй половине дня я добавил упражнения по необходимости. Кому-то написать этюд за 40 минут, кому-то обратить внимание на разность кладки, кому-то сделать упор на тепло-холодность. Вечерний просмотр проходил на просторном крыльце церкви Вознесения. Появились интересные, организованные работы.


Некоторые этюды




















Третий день, Красково, берег Пехорки



Темой дня стал фовизм.  Мы по-прежнему работали тремя красками, но теперь надо было выбирать и пробовать неожиданные сочетания. Например, индиго и охра красная или кобальт зеленый и умбра жженая. Один участник даже доставал краски наугад из своего пакета:, какие достал, такими и писал. Задача - отвлечься от натурного цвета и от названия цвета. Кроме того, мы наблюдали, как себя ведут краски в таких сочетаниях, что они приобретают от соседства. Мы учились передавать состояние любыми красками. Такой выбор красок позволяет подойти к этюду более формально.

Неожиданно для меня эта тема началась тяжело. Участникам было не ясно, насколько нужно следовать натуре. Я предложил распределить краски. Например, света мы пишем охрой, а тени - индиго, или начать с чего-то, например, взять небо красной, а все остальное дописать к нему.

В этот день к нам присоединилась Ира. Она осваивала темы первых двух дней.


Некоторые этюды














Четвертый день, Абрамцево



Тема - завершение, обобщение опыта. Нужно было написать этюд, используя необходимые краски.  Количество красок не ограничено. Этюд должен быть завершенным этюдом, представлять собой нечто самостоятельное.

Начали мы с небольших этюдов по 20 минут. За это время нужно было найти убедительную композицию и решить отношения. Те, кто был на всех занятиях, могли работать любыми красками. Тот же, кто не был на прошлом занятии или только начал в прошлый раз, в первой половине дня осваивал предыдущую тему. Одной участнице было дано упражнение на легкую тональность: сначала взять самое темное светлой краской, например охрой, и дописать все остальное к этому.

После обеда мы перешли к завершению. Я предложил участникам спокойно выбрать мотив и не спеша его решить. Получилось несколько этюдов, в которых авторы использовали опыт курса  в интересующих их манерах. Этюды у каждого остались своими, но стали организованными.

Мы поблагодарили друг друга и завершили курс.


Некоторые этюды
























На курсе ощущалось движение. Погода с каждым разом становилась лучше, места становились красивее, трапезы обильнее, группа дружнее, а этюды организованнее.





Домашняя работа по темам курса

















Отзывы

Александр:

"Курс интенсивный, и рассчитан на большой объем самостоятельной работы в течение ВСЕГО курса, при этом ближе к концу напряженность возрастает. Поддерживать интенсивность сложно. По крайней мере я под конец курса немного "подсдулся". Будущим участникам могу порекомендовать готовиться к тому, что плотно работать придется весь месяц, а не только по воскресеньям + пол-дня на домашнее задание. По хорошему, домашнее задание курса имеет смысл распределять в течение недели с тем, чтобы была возможность не только выполнить его в полном объеме, но и спокойно обдумать результаты и внести корректировки. Каждый раз, когда я откладывал домашнее задание на последний день, это сказывалось не лучшим образом и на домашней работе, и, что важнее, на качестве занятия. Рваный ритм в данном случае не подходит. По ощущениям, объем сделанного "дома" должен как минимум соответствовать сделанному на занятиях.

По организации все традиционно четко, вовремя и лаконично. Фирменный стиль Кружка, который можно охарактеризовать, как железную интеллигентность). Ощущалось, что этот курс первый для Кирилла, но это и все, что можно по этому поводу сказать. Желаю, чтобы пленэрный курс Кирилла развивался и жил своей жизнью. Он хороший и нужный.

Итоги:
Основная польза курса для меня, которая понятна сейчас:
- Практическое осознание диктата тоновых отношений над цветом
- Навыки и ценность упрощения
- Много работы в непривычном формате и условиях. Практически все, что можно, от выбора мотива до организации краски на палитре и порядке исполнения, делалось не так, как обычно и привычно
- Пользуясь случаем, взялся за то, до чего никак не доходили руки: оживление пейзажа людьми, много разнообразных деревьев, архитектура

Т.е. цель курса "Научиться осознанно выделять главную тему работы, выбирать под нее технику и палитру. Улучшить навыки работы с цветом." выполнена. Но, совершенно точно требуется некоторое время пожить и порисовать с новыми знаниями, чтобы они "обжились" и проявились в полной мере. Вернусь из ближайшей пленэрной поездки, надеюсь, смогу формулировать результат.


Наблюдения:
Удивило очень небольшое количество участников курса (четыре постоянных, включая меня), из которых на всех занятиях была вообще только половина. Все же групповые занятия интереснее проводить с несколько бОльшим количеством коллег - так как все решают задачу по-разному, и наблюдать за этим очень ценно."




Олеся:

"Пленэр, проведённый Кириллом, был очень насыщенный и научил меня обобщать, видеть сюжеты формально. Особенно понравились задания, с использованием четырёх, трёх красок, включая белила. Это даёт возможность, не зацикливаясь на цвете, передавать состояние природы. И как ни странно работы все равно получаются летними, солнечными, даже без зеленого, а, к примеру, используя красный и синий цвета. Кирилл очень внимательно подходил к процессу, не ограничивая нас в выборе сюжетов, но объясняя чем тот или иной сюжет будет правильнее выбрать, какие цвета предпочтительней. Спасибо за прекрасный опыт!"

Tags: + Кирилл Зиман, живопись, обзор, пленэр, результаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment