Александр:
"Для читающего мой отзыв стоит сказать, что это слова мало рисовавшего и, пожалуй, пока мало рисующего человека без художественной школы за плечами и других рисовальных занятий в прошлом. Поэтому почти всё было новым: начиная от необходимости эскизов и допустимости их крошечного размера до осознания смысла названия курса "выразительные средства графики" как определённого направления в изобразительном искусстве и способа мышления (а не просто сели, порисовали, разбежались по домам). Дальше по пунктам пишу СВОИ самые яркие впечатления, понимая, что на в кружке занимаются люди очень разного уровня, и каждый совершает свои личные открытия.
1. Рисование, как любой процесс состоит из последовательных этапов. Чудес почти не бывает: чтобы получилось интересно, нужно хорошенько подумать и порисовать эскизы, решив почти все тонкости на этом этапе.
2. По-настоящему неожиданные упражнения помогают за один раз освоить то, что можно сто раз пропустить в книгах. Пересаживание за мольберт соседа к готовому эскизу помогает перейти в стадию исполнения и прекратить перебор всё новых вариантов. Использование большой кисти и листа А2 помогает отбросить лишние детали. Выполнение эскиза аппликацией помогает понять, как главные пятна или цветовые контрасты переходят на карандашный рисунок. И многое другое...
3. Стало понятно, что цель нужно ставить по силам. И даже при скудных рисовальных навыках можно исполнить интересную работу. А постановка целей приучает делать это и в других делах: все ли могут сказать, зачем вы сегодня пришли на работу и написали 30 электронных писем? ;)
4. Я знаю, что во многих школах начинают рисовать с построения кубика. Это правильно и позволяет рассказать сразу о многих вещах: перспективе, тенях, ракурсе. Но не всякий темперамент вытерпит несколько месяцев однотипных построений. Оказывается, можно не отменить (!), но сдвинуть техническую часть, обращая внимание учеников на не менее фундаментальные вещи: композицию, фиксирования удивления в рисунке и т.д.
5. Несомненная удача данного курса - наличие двух преподавателей с разными подходами и опытом. Несмотря на цельность программы и идеи курса, преподаватели дают взаимно дополняющие советы. В этом же направлении работает и обсуждение рисунков в конце занятия, когда каждый участник говорит то, до чего в одиночку не додуматься. Очень полезно".
Настя:
"Что мне очень нравится в кружке - это задания, которые дают. Когда я шла на первое занятие, я не очень-то понимала, что меня вообще ждет, в аннотации было написано для новичков подходит. В моей голове это было как какая-нибудь штука, которую мы будем рисовать часа 3, так наверно обстоят дела во всех художках. Но здесь, как оказалось, все совсем иначе. В первую очередь в кружке воспитывают художника, графика. И вот отвертеться от очередного "у меня что-то не выходит,отложу это, пожалуй, на навсегда" уже нельзя. Уже нельзя просто убрать свои каляки в дальний угол и больше не смотреть. В тебе, как в художнике воспитывают ответственность. Не знаю, как в других местах, где учат рисовать, но меня впервые учили законченности листа, не оставлять работу на уровне эскиза, наброска, а представлять уже сделанную работу. Очень приятно, что проводятся выставки и просмотры.Сам факт того, что ты выставляешься уже очень греет. Себя показать - на других посмотреть. Конечно, из-за отсутствия каких-то базовых навыков и знаний в рисовании, руки немного связаны, из-за этого многое задуманное нарисовать не получается. Но в кружке учат видеть и смотреть. Иногда и три полоски из бумаги, можно интересно оформить, и это будет уже работа. У всех - кто рисует хорошо или не очень, свои задачи, каждый здесь чему-то научился и что-то освоил.
Спасибо"
Таня:
"Мне очень нравится как курс выстроен методически. Как дается материал: теория и практические задания. Мне, во всяком случае, его легко воспринимать. Если я чего-то и не достигла, то только из-за собственной нерасторопности. А так, у меня твердое ощущение, что я пришла по адресу".
Настя:
"Моей целью было научиться рисовать от понимания, а не от ощущение, научиться выбирать точно то, что нравиться и не рисовать ненужного, как бы фокусировать. Понятие пятна перевернуло все для меня. Никогда не понимала метафору "мыслите пятном". Оказалось все буквально)"
Дмитрий:
"Cамое странное: рисование на занятиях позволяет менять свое восприятие по основному месту работы – пытаюсь переложить навыки кружка для дизайн проектов. Забавный опыт... Хочется продолжать…"
Люба:
"Я вспомнила свои цели — это было просто, перечла своё письмо-заявку.
"Цель -- освоить новый язык. Это не первая попытка. Я ходила на занятия академическим рисунком в Художку и на наброски, на курс "построение персонажа" тоже в Художке в 2009 году, кажется. Результатами своими не довольна -- я не беру лист и не работаю с ним. Лучшее воспоминание об учёбе, когда я участвовала в неделе набросков -- неделю делала наброски по 3 часа в студии. Был явный прогресс. Но потом всё растерялось, потому как не хватало настойчивости и веры в свои способности.
Сейчас хочу снова подойти. Я чувствую какой-то недостаток и пробел, что не могу, не умею обрести лёгкость и точность, и попадание "я хочу, чтобы на листе было что-то", а потом оно на листе. Хочу реализации."
Сейчас, по прошествии трёх месяцев, скажу — ощущаю, я на правильном пути. Но цель очень большая, она будет ускользать и ускользать. Это как — добиться совершенства. Для перфекциониста совершенно невозможная цель. Стремление есть, направление задано, иногда удаётся попасть в поток.
Много за это время я узнала — из практики рисования, из процесса самопознания, из знакомства с чужим опытом.
Всё полезно, всё в копилку.
Что смогла забрать? Инструментарий и последовательность действий. Подход к творческому процессу как процессу, который складывается из необходимых камушков-действий и осмысления действий в качестве цемента.
Вообще вы, как Мичурины, прививаете осмотрительность, осмысленность и аналитический подход. Мне это годится! Я, увы, не горячей интуицией работаю, а вот именно так.
Хотя сдержанности мне бы ещё поучиться, а то всё время себя ругаю, зря ругаю.
Было много моментов счастья на наших занятиях — например, когда что-то не получалось, а потом как-то тщанием и наблюдением, а ещё вашей помощью вырастало нечто оформленное и законченно.
Обожаю теперь аппликацию. Вот этого мне недодали в детстве, сейчас добираю.
Обожаю цвет. Бумагу цветную. Подбирать, смотреть.
С тушью сложно, но интересно.
С пастелью и соусом приятно и хорошо работать.
И прям хорошо, когда из задуманного получается что-то иногда неожиданное, но красивое и своё".
Юлия:
"Занятия в воскресной группе "Выразительные возможности графики" переводят из стадии слепого копирования действительности в стадию ее осмысленного отображения. Незаменимы занятия по форме и штриху. Очень полезной частью были печатные техники - диатипия, трафарет, линогравюра. Важным этапом стала итоговая выставка: отбор работ позволяет еще раз посмотреть со стороны, отметить свои сильные и слабые стороны."
Катя:
"В группу в этот раз я приходила с основной целью расширить для себя горизонт печатных техник. Цель была реализована более чем. Практически каждое занятие давало на руки новый инструмент: трафарет, диатипию, редукционную гравюру etc. К сожалению, в этот раз не удавалось закреплять полученное в самостоятельной работе, поэтому все пронеслось перед глазами, но ещё не осело внутри.
Очередное большое спасибо Наташе и Марине за атмосферу в группе, за внимательные к каждому человеку и листу комментарии, за то, что никогда не скучно."
Наташа:
"Что дал мне курс:
1. правильный подход к постановке цели (задачи). К примеру, ранее я приступала к работе, начиная хаотично рисовать, не имея конкретного плана. Теперь я знаю на какие этапы делить рабочий процесс и как наилучшим образом его вести. Работа по курсу научила меня брать важные детали из окружающей среды, работ, которые я просматриваю, фильмов и пр. Как оказалось, нас окружается огромное количество образов и идей, которые можно применять для реализации своих задач.
2. Задачу, которую поставила перед собой в начале курса реализовала, но как думаю сейчас, я могла бы это сделать лучше, учитывая множество графических инструментов, с которыми познакомилась на занятиях. соответственно пойду на второй этап.
3. Плюс программы, что есть домашнее задание, т.к. самостоятельная работа дисциплинирует и дает возможность проработать навыки.
4. Наташа и Марина (преподаватели) профессионально ведут занятия, верно направляя и дают конструктивные комментарии к работам.
5. В моем окружении появились новые интересные люди, источники знаний и возможности для меня."
Александр:
"Курс помимо работы с инструментарием "как рисовать", активно исследует "для чего рисовать". И делает это по-кружковски точно, профессионально и обстоятельно.
Работы, в первую очередь самостоятельной, предполагается много. Но, даже в самом запущенном случае с игнорированием домашних заданий что-то да отложится. С теми же, кто работает интенсивно, группа творит чудеса (достаточно посмотреть работы отчетной выставки)
В моем случае занятия в группе были полезны тем, что:
- поддержали меня как художественно, так и в целом, подарив возможность раз в неделю гарантированно работать в замечательном коллективе
- добавили в арсенал новые техники (о, аппликация и трафарет) и приемы (в первую очередь, аналитическое и вербальное конструирование будущей работы)
- расширили круг профессиональных знакомств
- дали возможность понаблюдать за собой; выявили сильные (смелость, аналитические навыки ) и слабые (организация работы на длинной дистанции: слабость в воплощении замысла в намерение и действие ) стороны".
Александра:
"Второй этап, лично для меня, оказался сложнее первого. Я ставила перед собой задачу попробовать работать с цветом осознанно. Понять его значение и функции в графике. Работа всего двумя цветными карандашами позволила на практике почувствовать, что для изображения чего угодно необязательно начинать все раскрашивать десятью цветами и самое главное открытие, что два цвета могут быть абсолютно любыми (трава не зеленая, а фиолетовая, например, а небо - желтым). Если проще говорить, пришло понимание, что цвет в графике - условен. Занятия с различными печатными техниками, также подтвердили это. Еще я хотела разобраться со штриховкой, с ней у меня совсем беда. Какие-то моменты получилось освоить (ставила себе задачу, не штриховать жирно, как я люблю, и с нажимом, а работать на нюансах), но все же не хватило времени, начать чувствовать себя уверенно и добиваться поставленной цели. Не до конца понимая форму и неуверенно владея инструментом, не получалось изобразить глубину, плановость, выделение главного.
Подведя итог, я могу сказать, что если первый этап был этапом открытий и удивлений. То второй этап уже был про то, что я очень мало знаю, и появилось очень много вопросов, как точно нарисовать, то что задумано."
Соня:
"Этот этап курса был насыщен техниками печати(линогравюра, трафарет, диатипия). К сожалению в первой половине курса я часто пропускала занятия, но из того что отложилось - работа со штрихом и формой. Очень интересной была работа над проектом синтеза. Опять же жаль что не успела довести идею. На этом курсе у меня вообще была острая проблема со временем. Тут и личные причины и насыщенность самих занятий и, наверное, не умение организовать свое время. Так что всех целей я не достигла.
Самым полезным в занятиях считаю работу дома с полученной информацией и обратную связь на просмотрах."
Александра:
"Этот цикл оказался менее тренировочным, очень приятно было получить на выходе несколько законченных работ и использовать новые техники в самостоятельной работе. Чувствуется, что группа постепенно становится одним целым, начались обсуждения после просмотра не только в формате моно комментариев ведущих (и то и другое ценно, спасибо за поощрение обсуждений)."