Канцелярия Кружка (ksr_office) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Канцелярия Кружка
ksr_office
kruzhokskorogorisunka.ru

Отзывы о живописном пленэре на Кенозере летом 2015 г.



Мы попросили участников написать отзывы о пленэре. Можно было писать свободно или ответить на вопросы:

- Ваш опыт в живописи и образование.
- Что нового вы узнали, чем пленэр оказался полезным.
- Какие вопросы возникли либо остались неразрешенными.
- Зачем вы ехали на пленэр и оправдались ли ваши ожидания?
- Хотели бы вы продолжения? О чем? В какой форме?

По дороге на Кенозеро участники составляли списки личных целей на пленэр и обсуждали их с Женей. Некоторые сделали ответ на вопрос "Достиг ли я своих целей?" основой отзыва.



Марина Жбанова:

"По образованию я переводчик, опыт в живописи – год в художественной школе, около пяти месяцев занятий в двух студиях, полгода в школе живописи и рисунка при МГАХИ им. Сурикова и полгода в Жениной группе. До пленэра маслом писала один раз, в Жениной группе писала акрилом.

Главными задачами на пленэр для меня были: научиться использовать масло, ускориться и точнее попадать в цвет. Мне кажется, все более или менее получилось. К концу пленэра весь процесс рисования цветом стал быстрее и легче, и я даже увеличила формат с а5 к а4.

Мне очень понравились веселые упражнения на цвет: писать по памяти, экспериментировать с цветом, тоном и тепло-холодностью, усиливать цвета или сближать их.

Я бы хотела повторения пленэра в таком же виде, потому что у меня еще вызывают сложности штуки, которым, мне кажется, нужно просто больше практики: точное смешивание цветов, быстрое нахождение композиции, разбор по планам и передача глубины.

Большое спасибо за кучу заданий и боевой ритм, заданный с самого начала!"





Лёша Байдаков:

"По образованию я экономист-менеджер, живописью начал заниматься в прошлом году. Перед поездкой на пленэр я ставил для себя определенные задачи. Благодаря большому количеству практических заданий и ежедневной практике, увеличилась скорость написания этюда, выстроилась схема и этапы работы, убедился в важности работы с тоном, а благодаря очень полезному ночному заданию почувствовал работу тона/цвета на нюансах. Женя помогла уйти от декоративности в более живописную цельную манеру, для меня это было одной из главных целей этого пленэра. Несмотря на то, что это был летний пленэр и вокруг была одна зелень, удалось расширить цветовую палитру и найти для себя какие-то новые цветовые решения. На первом пленэре я использовал большое количество красок и не было осознанности в получении нужного цвета, в этот раз с Женей было принято решение использовать ограниченную палитру цветов, это очень помогло разобраться, как ведет себя та или иная краска при взаимодействии с другими. Вообщем пленэр был очень продуктивным и полезным, почти все поставленные задачи были решены. Единственный минус для меня, не хватило времени, так как только к концу пленэра удалось расписаться. С огромным удовольствием приму участие в новых пленэрах под руководством Жени ;)

Отдельно хочется поблагодарить Женю, и отметить отличную организацию поездки, было вкусно, тепло и очень душевно!)"





Карина Шелепова:

"Опыт в живописи — чуть менее 2 лет. Пленерного опыта не было.

По образованию — архитектор.

Таковы были цели перед пленером:
– Выстраивать цветовые и тоновые отношения. Цвета получать не локальные, но живописные. В частности зеленые.
– Разбираться с тепло–холодно.
– Научиться передавать влияние среды на предмет, избавляться от натурализма (зашоренности, восприятия предмета "как мы его знаем").
– Научиться передавать состояние времени суток, погоды.
– Научиться делать меткие и быстрые этюды, а не пытаться писать сразу картину.
– Композиционное: потренироваться трансформировать реальность под свои цели, а не срисовывать. И научиться эти цели себе ставить.
– Выделять главное, не вдаваться в детали, научиться обобщать.

Вообще, мои внутренние достижения и толчок к дальнейшему развитию оказались гораздо больше поставленных накануне пленера задач.
Для меня открылась суть пленера — учиться у натуры. В то время как раньше это было "выехать на красивое место пописать".

1. Научилась начинать работу с легкостью и верой что получится.
2. Научилась быстро работать и быстро принимать композиционные решения. Напряженный ритм работы помог быстрее понимать и глубже впечатать понятое...

3. Я научилась обходиться одной третью своих красок. Речь о количестве цветов.

4. Работа в группе для меня очень важна — помогает увидеть еще не совершенные ошибки и лучшие решения в общем для всех сюжете. Работоспособность многих ребят оказалась заразительной.Я благодарна всем участникам группы, они оказались очень интересными и отзывчивыми людьми.

5. Спасибо за большую кисть! До этого упражнения даже не думала ею пользоваться. Обеды и ужины, имевшие над нами неограниченную власть, немного скомкали некоторые интересные упражнения. В частности, итоговый этюд в этом упражнении с тонкой и толстой кистями — не хватило времени осознанно и вдумчиво воспользоваться приемами и достижениями из двух предшествующих этюдов (большая, маленькая кисть).

6. Работа с закатами дала почувствовать как надо ухватить и зафиксировать состояние и как сохранить в себе и передать эту быструю изменчивость.

7. Очень полезным оказалось для меня упражнение "нюансы–контрасты", не в прямом смысле, видимо точно по заданию я это не решила, но поняла что на основе реальной ситуации можно создавать какую-то совершенно новую историю (настроение, акценты), для меня это не запланированное маленькое открытие — насколько я могу быть хозяином сюжета — писать то что нужно мне, а не то что мне показывает природа и погода в данный момент.
У многих это задание получилось очень интересно, не смотря на мучения с его выполнением.

8. Очень интересным было задание "по памяти" (по записям), к своему удивлению я даже ни разу в записи не заглянула, только в тоновый набросок. Наверное, эти записи пригодились бы, если писать этюд в отложенном времени. Или память хорошая или предыдущий опыт фотографа облегчили выполнение)).
Интересно было бы развить тему и написать по памяти короткое, переменчивое состояние.

9. Ночной этюд — для меня просто открытие во всех смыслах, раньше даже в голову не пришло бы даже попытаться. То, что происходит со всеми цветами в темноте, помогает освободиться от написания "знаемого" цвета, в пользу "видимого". После этого я уже в дневных работах освободились от изображения предмета таким, какой он есть в моем понимании. Теперь я готова увидеть и поверить предмету во влиянии окружения.

10. Ежедневное — очень важное и полезное задание. На моем сюжете результат получился скомканный – не хватило разности погод и времени. На будущее я бы хотела что-то с белой стеной, как по Крымову, и ночной этюд на этом же сюжете, чтобы охватить всю гамму изменений, когда белое (о ужас!) темнее неба.

Еще добавлю — выбрано прекрасное место. Сама я бы вряд-ли когда-нибудь заехала в эти края, ведь круг наших поездок — Сев. Урал, Башкирия, Зап. Сибирь. Спасибо за Русский Север!

Каждый пункт отчета хочется начинать со слова "очень", иначе никак) потому что пленер Жени необыкновенный. Очень ) хочу участвовать в следующих.

Мое предложение для продолжения: хотелось бы задание на какую-то локальную, близкую композицию, некий натюрморт на пленере что ли. На нем потренировать деталировку важное–неважное, как отбросить все лишнее и что-то дать только намеком, чтобы привлечь к додумыванию зрителя".





Антон Морозов:

"Всем привет! Меня зовут Антон Морозов (в сети IronLupus). Моя профессия Concept Art и цифровая живопись в жанре fantasy.

Перед этим пленэром я поставил ряд задач, о выполнении которых я и хочу рассказать.

1. Эпичные композы: интересные ракурсы, соотношения большое/малое, направляющие, довлеющие массы, пространства.
Думаю, этот вопрос остался несколько открытым из-за некоторой одноообразности предмета. Во многом с данной темой получилось поработать за счет формата.

2. Научиться ухватывать и быстро закрывать большие отношения тон/цвет + колорит.
Очень рад, что получилось видеть большие пятна и работать именно с ними и в их рамках. Тон пошел хорошо, цвет, считаю, надо подтягивать.

3. Научиться делать мелкие детали, повторения, конструкции в перспективе: заборы, трава, листья, "дырки" в кронах, мосты, окна, архитектура.
Благодаря мышлению крупными пятнами вопросы деталей стало решать проще. Также в этом помог отказ от маленьких колонков, использованию синтетики и "подрезанию" большими кистями (Pinax рулит!).

4. Свои фишки в работах: добавление элементов, которые могут толковаться и как реальные объекты, и как элементы жанра fantasy (человек в дождевике с посохом - маг, огоньки в кустах - глаза бесенка). К сожалению, ввиду большого формата и основного направления усилий на решение технических вопросов с творческим аспектом поработать не удалось.

5. Работать в большом формате (35x50 cm). На мой взгляд, самый важный успех - переход на большой формат и преодоления неуверенности в работе с большим листом. Подавляющее количество работ было написано в 35х50.

6. Научиться применять пастозную живопись и жидкие проходы (в частности жидко размечаться). Некоторое разнообразие приемов проявилось, но скорее неосознанно, чем целенаправленно. В дальнейшем надо лучше понимать происходящее и точнее идти к цели.

7. Управление мазком: его направлением для формы/фактуры, решения таким образом деталей.
Та же ситуация, как и с предыдущим пунктом - нужна бОльшая осознанность.

8. Научиться конкретного видеть, какой цвет в каком пятне, делать цвет понятным зрителю.
Самый непростой вопрос - часто цвет выбирался не по конкретному пониманию, а по ощущению и в процессе активного замешивания.

В целом можно сказать о поездке следующее: очень полезный интенсив, когда практически не расстаешься с кистью и каждый день учишься преодолевать себя, становясь лучше. Несколько огорчило некоторое однообразие предмета, что было обусловленно неизменной пасмурной погодой и ограниченной мобильностью ввиду расположения гостиницы вдалеке от леса и других интересных объектов.

В будущем хочется больше сосредоточиться на повышении интересности работ и поиску выигрышных, вдохновляющих видов и решений."





Ирина Князева:

"Опыт в живописи обрывочный. Около 10 лет не писала маслом. Полгода в живописной группе у Жени. Образование МПГУ.

Пленэр был гиперполезным. От ярких цветных снов с запахами и звуками до конкретной работы от этюда к картине по приезду домой. Все впечатления невозможно передать.

Т.к. это был первый мой пленэр с маслом да еще в таком месте, я была бы довольна и малым. Но мы двигались гигантскими шагами. В первые два дня около 12 этюдов, тут хочешь не хочешь восприятие повернется. И никто не хотел сбавлять оборотов, за что отдельная всем благодарность. Очень полезные разнообразные задания по цвету, композиции, фактуре мазка и др. чередовались со своими этюдами по желанию. Для меня полезного было очень много, боюсь всего не охватить. От технических мелочей, которые могут оказаться существенными: наличие резиновых сапог, крепкого дождевика и достаточного количества картонок, особенности смешения красок и разбавителей, возможности различных кистей и поверхностей. В общем тьма полезностей. До решающих: умения увидеть композицию в цвете, ставить себе задачи и планомерно их решать. Просмотры были очень полезны сразу наглядно видны сильные и слабые стороны, это вдохновляло на серьезную работу со своими промахами и самоанализ, а находки и удачи других расширяли собственные возможности (оказывается и так можно и как здорово!). Да погода была даже для этих мест не типичная в июле, но и ее, по-моему, все воспринимали как тренажер на стойкость и выносливость. Двадцать минут без дождя, 5 минут проливной с ветром и так бесконечно, но никто не сдавался и никто, кстати, не заболел. Из конкретного я научилась лучше компоновать и писать разнообразное небо, дали, воду, разнообразные оттенки серого дерева, зелени разной травы и деревьев, дома и часовни, цветочные поля, кораблики и лодочки, отражения, связывать планы, выделять композиционный центр, работать цветовыми и тоновыми отношениями и кажется еще чего-то упустила. А да, потрясающие ночные этюды, когда писали с фонариками! Полезны были даже прогулки с исследованием местности и разговоры, и экскурсии, и еда! )

Из-за погоды и отсутствия яркого солнца не достаточно поработала со светом и тенью, только по представлению ) Научиться не бояться цвета, давать его в полном звучании в нужном месте и не забывать до конца написания этюда о его цветовой концепции. Учится завершать.

Я ехала, чтоб расписаться и положить крепкое начало пленэрной живописи. Ожидания оправдались намного более чем. Масса впечатлений, открытий, полезных умений и навыков и большой задел на дальнейшую самостоятельную работу. Я очень благодарна Жене за ее труд, талант, целеустремленность, терпение и ребятам. Вы потрясающие. Ура, я попала к своим ! ). Благодарна Никите Никитину за точные и вдохновляющие комментарии к этюдам на завершающем просмотре.
Конечно, хотелось бы продолжения в разных местах горы, степь, море на длительные пленэры с погружением или короткие неподалеку. Думаю, что со временем задачи у всех будут более индивидуальны, на моем уровне мне сейчас все полезно."





Алёна Фролова:

"Мой опыт в живописи до того, как я пришла к Жене в группу - изостудия в детстве, потом - частные уроки у профессионального художника. Но все уроки были, как правило, длительные постановки (или работа по фотографии) в студии или дома, опыта писать на выездах и быстро у меня не было.

Образование у меня высшее, но к живописи не имеет никакого отношения. Я специалист по БД. И имею обширный опыт работы в туризме :)

Пленэр был очень полезен. Я, наконец, научилась настраиваться на работу маслом, не боясь заранее, что может ничего не получиться или получиться не то, что задумано. Писать жирно и даже начала работать большими кистями, закрывая сразу большие плоскости.

Еще большим подспорьем были твои советы и, особенно, работа в паре. А то, что меня окружали люди, которым интересна и важна живопись и то, что с ними можно общаться на эту тему круглосуточно и тебя понимают и тоже рады такому общению - вообще полный восторг!
Мне кажется, я, наконец, начала делать сложные смеси, особенно зелёного цвета :) Но, по-прежнему, у меня остались проблемы с поиском интересной композиции и гармоничные тоновые взаимоотношения.

Честно говоря, при всех плюсах, мне ОЧЕНЬ не хватало цвета и яркости. И сейчас у меня внутри все пристрастия и настройки сбились и от этого какой-то бардак в голове и в работе. Не получается пока гармонизироваться или пойти на какой-то прорыв.... Это, пожалуй, единственный минус, который у меня образовался.
На Пленэр я ехала много работать ради поставленных целей, набраться опыта + выстроить в себе привычку много и ежедневно работать. Перебить другую - что живопись - это моё хобби, которым я занимаюсь время от времени.

То что ты была с нами - профессионал, который давал советы по существу и вовремя - вообще очень круто. А то, какая подобралась команда очень стимулировало и вдохновляло.

Продолжение - очень хочется. И живописных занятий в студии, и вот таких выездов группой, чтобы можно было писать в живописном месте, а потом - просматривать и обсуждать. Еще не хватает навыка в рисунке.... и хочется каких-то курсов по теории искусства.

Все было отлично и прекрасно :) в общем.

Единственное, чтобы я посоветовала, как я уже говорила лично - переложить часть организационных вопросов на чьи-то плечи, кто добровольно за это возьмется под твоим руководством, разумеется. Чтобы оставалось больше времени и сил на основные задачи и работу с группой в плане живописи."





Лена Шарганова:

"Как и в прошлый раз попробую пройти по поставленным задачам перед пленэром.

1. Решить проблему колорита
Подчинять колористической задаче весь этюд. Писать цельно.
- отчасти это удалось в работах с пасмурным состоянием. Таких работ было больше всего, на мой взгляд пасмурность отработать удалось.
Однако, в этой серии пасмурных прослеживается одинаковость цветовых решений - задача пока для меня не решенная.
Жалею, что было мало солнца и не удалось порадоваться яркому цвету и научиться им управлять.

2.Сплавать состояние природы в этюде и смыслы/содержание
- к этому я только начинаю подступаться.

3.Использование приемов
размывание одних пятен и четкое прописывние других
пастозность и гладкость мазков
разнонаправленность мазков
-тут наверно правильнее было сказать - передача фактуры. В траве, воде, небе. Дороге мне удалось с этим разобраться.
Очень помогло задание с использованием больших и маленьких кистей.
Пастозно-жидко - пока для меня не очевидно, понять как использовать эти приемы не получилось, в ходе работы почти об этом не задумывалась.

4.Композиция
-С композицией было легче, как мне кажется есть шажок в сторону усложнения.
Упор на содержание и смыслы в этюде с помощью композиции
-Содержание и смыслы - тут для меня много противоречивого.
Я для себя вижу такой путь- максимальное решение технических задач при работе на пленере ( тон, цвет, колорит и т д), получение свободы в возможности изъясняться языком живописи, развитие композиции, и как следствие переход к более глубоким осмысленным этюдам/картинам.
В этот раз как мне кажется наполненных этюдов было больше.

5.научиться обобщать раздробленные пятна, выстраивать композицию из дырочек и плотных пятен
В этом было не значительное просветление, но с деревьями это еще не закрепленный навык. Постараюсь в остаток лета разобраться с этой проблемой.

6.цвет
Темные цвета - научиться писать не только через фиолетовый
- тут для меня было много открытий. Я увеличила количество красок темного цвета и было очень интересно работать с темными тонами. Опять же из за пасмурности не было координатно разных задач, в основном тень в пасмурный день.
Тень в солнечный день - пока для меня тут пробел.

7.Тепло-холодность -отработать передачу тени-света при ярком солнце
- с этим разобраться почти не удалось из за погоды.

8.Зеленый- писать не через зеленый
Было много повторов зеленого, но и эти повторы были для меня открытием.

9.Вода- отработать отражения, волны
Отражения были пережиты болезненно, хотелось бы больше работ на отражение при разном состоянии природы."





Наташа Шульгина:

"Меня зовут Наташа. По образованию я историк, живописью регулярно начала заниматься полтора года назад в худ.школе при МАХУ 1905 года, затем с сентября в Жениной живописной группе.

По большому счету, кенозерский пленэр для меня первый опыт живописи на открытом воздухе. И, пожалуй, первый опыт «умного» рисования. Я стала куда более сознательно относиться к процессу: ставить задачу, искать способы решения, доводить любую начатую работу до конца (что оказалось для меня особенно сложным), и оценивать результат. Понравились темп работы, разнообразие заданий, интенсивность, содержательная критика. Очень важным оказалась возможность поучиться друг у друга, посмотреть, как работают другие, перепробовать уйму разных материалов. Особенно запомнились:

-задания, которые заставляли отходить от живописных привычек (задания на контраст и нюанс, работа разными кистями, задание на разный «цветовой режим», композиционный поход),
-задания, повышающие самодисциплину и развивающие внимание (ежедневные выкраски-состояния, работа ночью),
-работа в паре с Женей (отдельной удачей для себя вижу то, что это задание выпало на начало пленэра, именно благодаря этому заданию я начала разбивать натуру большие пятна и анализировать их по цвету и тону),
- «тематические» задания, посвященные отражению и передаче глубины пространства.

К решению задач, которые я ставила перед собой накануне поездки, удалось подойти хотя бы на один шаг. Очень важным для себя считаю то, что появилось много вопросов, о которых я раньше не задумывалась, для меня их просто не существовало (вопросы колорита, обобщения и детализации, больших пятен, акцентов и контраста). Многое из того, что давалось со скрипом в студии, на пленэре вдруг стало очевидным.

- Проблема усреднения по тону, «серости», боязни тонового контраста, темных пятен. Склонность усреднять тон осталась при мне, но все же сдвиги в сторону тоновой ясности имеются.

- Вечная неуверенность в композиционных решениях. Тут зависимость качества от количества оказалась прямой. Чем больше поработаешь над композицией, поищешь ее, тем интереснее будет работать дальше.

- Проблема грязных цветов, которая в процессе эволюционировала в проблему перетаскивания цвета из работы в работу. Постоянная практика помогла быстрее находить цвет, однако, это же и привело к автоматизму в переносе цвета из этюда в этюд. Важным для себя вижу отход от шаблонов типа «водичка синенькая, а трава зелененькая», почувствовала сложность и богатство цвета и разные возможности эту сложность передавать.


- Ведение работы. Об этом уже писала. Важнейшей недоработкой считаю привычку бросать работу, не доводить до конца, что связано во многом с потерей интереса к работе еще до того, как она закончена. Пленэр заставил задуматься и о том, что же делать с законченными этюдами и обозначил два пути роста: делать этюд-законченную работу или же использовать их как подготовительный материал для студийной работы.

Я благодарна Жене и всей нашей компании за невероятно насыщенные, полезные, радостные, наполненные 10 дней! В будущем хотелось бы, чтобы в расписании пленэра вновь появился длительный этюд (который, видимо был в пошлом) и чтобы примерная программа пленэра была известна к началу занятий (понятно, что погода и не только погода будут вносить свои коррективы)."
Tags: + Женя Дёмина, живопись, обучение, отзывы, результаты, учебная группа Жени Дёминой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments