Мы попросили участников написать отзывы о пленэре. Можно было писать свободно или ответить на вопросы:
- Ваш опыт в живописи и образование.
- Что нового вы узнали, чем пленэр оказался полезным.
- Какие вопросы возникли либо остались неразрешенными.
- Зачем вы ехали на пленэр и оправдались ли ваши ожидания?
- Хотели бы вы продолжения? О чем? В какой форме?
По дороге на Кенозеро участники составляли списки личных целей на пленэр и обсуждали их с Женей. Некоторые сделали ответ на вопрос "Достиг ли я своих целей?" основой отзыва.
Марина Жбанова:
"По образованию я переводчик, опыт в живописи – год в художественной школе, около пяти месяцев занятий в двух студиях, полгода в школе живописи и рисунка при МГАХИ им. Сурикова и полгода в Жениной группе. До пленэра маслом писала один раз, в Жениной группе писала акрилом.
Главными задачами на пленэр для меня были: научиться использовать масло, ускориться и точнее попадать в цвет. Мне кажется, все более или менее получилось. К концу пленэра весь процесс рисования цветом стал быстрее и легче, и я даже увеличила формат с а5 к а4.
Мне очень понравились веселые упражнения на цвет: писать по памяти, экспериментировать с цветом, тоном и тепло-холодностью, усиливать цвета или сближать их.
Я бы хотела повторения пленэра в таком же виде, потому что у меня еще вызывают сложности штуки, которым, мне кажется, нужно просто больше практики: точное смешивание цветов, быстрое нахождение композиции, разбор по планам и передача глубины.
Большое спасибо за кучу заданий и боевой ритм, заданный с самого начала!"
Лёша Байдаков:
"По образованию я экономист-менеджер, живописью начал заниматься в прошлом году. Перед поездкой на пленэр я ставил для себя определенные задачи. Благодаря большому количеству практических заданий и ежедневной практике, увеличилась скорость написания этюда, выстроилась схема и этапы работы, убедился в важности работы с тоном, а благодаря очень полезному ночному заданию почувствовал работу тона/цвета на нюансах. Женя помогла уйти от декоративности в более живописную цельную манеру, для меня это было одной из главных целей этого пленэра. Несмотря на то, что это был летний пленэр и вокруг была одна зелень, удалось расширить цветовую палитру и найти для себя какие-то новые цветовые решения. На первом пленэре я использовал большое количество красок и не было осознанности в получении нужного цвета, в этот раз с Женей было принято решение использовать ограниченную палитру цветов, это очень помогло разобраться, как ведет себя та или иная краска при взаимодействии с другими. Вообщем пленэр был очень продуктивным и полезным, почти все поставленные задачи были решены. Единственный минус для меня, не хватило времени, так как только к концу пленэра удалось расписаться. С огромным удовольствием приму участие в новых пленэрах под руководством Жени ;)
Отдельно хочется поблагодарить Женю, и отметить отличную организацию поездки, было вкусно, тепло и очень душевно!)"
Карина Шелепова:
"Опыт в живописи — чуть менее 2 лет. Пленерного опыта не было.
По образованию — архитектор.
Таковы были цели перед пленером:
– Выстраивать цветовые и тоновые отношения. Цвета получать не локальные, но живописные. В частности зеленые.
– Разбираться с тепло–холодно.
– Научиться передавать влияние среды на предмет, избавляться от натурализма (зашоренности, восприятия предмета "как мы его знаем").
– Научиться передавать состояние времени суток, погоды.
– Научиться делать меткие и быстрые этюды, а не пытаться писать сразу картину.
– Композиционное: потренироваться трансформировать реальность под свои цели, а не срисовывать. И научиться эти цели себе ставить.
– Выделять главное, не вдаваться в детали, научиться обобщать.
Вообще, мои внутренние достижения и толчок к дальнейшему развитию оказались гораздо больше поставленных накануне пленера задач.
Для меня открылась суть пленера — учиться у натуры. В то время как раньше это было "выехать на красивое место пописать".
1. Научилась начинать работу с легкостью и верой что получится.
2. Научилась быстро работать и быстро принимать композиционные решения. Напряженный ритм работы помог быстрее понимать и глубже впечатать понятое...
3. Я научилась обходиться одной третью своих красок. Речь о количестве цветов.
4. Работа в группе для меня очень важна — помогает увидеть еще не совершенные ошибки и лучшие решения в общем для всех сюжете. Работоспособность многих ребят оказалась заразительной.Я благодарна всем участникам группы, они оказались очень интересными и отзывчивыми людьми.
5. Спасибо за большую кисть! До этого упражнения даже не думала ею пользоваться. Обеды и ужины, имевшие над нами неограниченную власть, немного скомкали некоторые интересные упражнения. В частности, итоговый этюд в этом упражнении с тонкой и толстой кистями — не хватило времени осознанно и вдумчиво воспользоваться приемами и достижениями из двух предшествующих этюдов (большая, маленькая кисть).
6. Работа с закатами дала почувствовать как надо ухватить и зафиксировать состояние и как сохранить в себе и передать эту быструю изменчивость.
7. Очень полезным оказалось для меня упражнение "нюансы–контрасты", не в прямом смысле, видимо точно по заданию я это не решила, но поняла что на основе реальной ситуации можно создавать какую-то совершенно новую историю (настроение, акценты), для меня это не запланированное маленькое открытие — насколько я могу быть хозяином сюжета — писать то что нужно мне, а не то что мне показывает природа и погода в данный момент.
У многих это задание получилось очень интересно, не смотря на мучения с его выполнением.
8. Очень интересным было задание "по памяти" (по записям), к своему удивлению я даже ни разу в записи не заглянула, только в тоновый набросок. Наверное, эти записи пригодились бы, если писать этюд в отложенном времени. Или память хорошая или предыдущий опыт фотографа облегчили выполнение)).
Интересно было бы развить тему и написать по памяти короткое, переменчивое состояние.
9. Ночной этюд — для меня просто открытие во всех смыслах, раньше даже в голову не пришло бы даже попытаться. То, что происходит со всеми цветами в темноте, помогает освободиться от написания "знаемого" цвета, в пользу "видимого". После этого я уже в дневных работах освободились от изображения предмета таким, какой он есть в моем понимании. Теперь я готова увидеть и поверить предмету во влиянии окружения.
10. Ежедневное — очень важное и полезное задание. На моем сюжете результат получился скомканный – не хватило разности погод и времени. На будущее я бы хотела что-то с белой стеной, как по Крымову, и ночной этюд на этом же сюжете, чтобы охватить всю гамму изменений, когда белое (о ужас!) темнее неба.
Еще добавлю — выбрано прекрасное место. Сама я бы вряд-ли когда-нибудь заехала в эти края, ведь круг наших поездок — Сев. Урал, Башкирия, Зап. Сибирь. Спасибо за Русский Север!
Каждый пункт отчета хочется начинать со слова "очень", иначе никак) потому что пленер Жени необыкновенный. Очень ) хочу участвовать в следующих.
Мое предложение для продолжения: хотелось бы задание на какую-то локальную, близкую композицию, некий натюрморт на пленере что ли. На нем потренировать деталировку важное–неважное, как отбросить все лишнее и что-то дать только намеком, чтобы привлечь к додумыванию зрителя".
Антон Морозов:
"Всем привет! Меня зовут Антон Морозов (в сети IronLupus). Моя профессия Concept Art и цифровая живопись в жанре fantasy.
Перед этим пленэром я поставил ряд задач, о выполнении которых я и хочу рассказать.
1. Эпичные композы: интересные ракурсы, соотношения большое/малое, направляющие, довлеющие массы, пространства.
Думаю, этот вопрос остался несколько открытым из-за некоторой одноообразности предмета. Во многом с данной темой получилось поработать за счет формата.
2. Научиться ухватывать и быстро закрывать большие отношения тон/цвет + колорит.
Очень рад, что получилось видеть большие пятна и работать именно с ними и в их рамках. Тон пошел хорошо, цвет, считаю, надо подтягивать.
3. Научиться делать мелкие детали, повторения, конструкции в перспективе: заборы, трава, листья, "дырки" в кронах, мосты, окна, архитектура.
Благодаря мышлению крупными пятнами вопросы деталей стало решать проще. Также в этом помог отказ от маленьких колонков, использованию синтетики и "подрезанию" большими кистями (Pinax рулит!).
4. Свои фишки в работах: добавление элементов, которые могут толковаться и как реальные объекты, и как элементы жанра fantasy (человек в дождевике с посохом - маг, огоньки в кустах - глаза бесенка). К сожалению, ввиду большого формата и основного направления усилий на решение технических вопросов с творческим аспектом поработать не удалось.
5. Работать в большом формате (35x50 cm). На мой взгляд, самый важный успех - переход на большой формат и преодоления неуверенности в работе с большим листом. Подавляющее количество работ было написано в 35х50.
6. Научиться применять пастозную живопись и жидкие проходы (в частности жидко размечаться). Некоторое разнообразие приемов проявилось, но скорее неосознанно, чем целенаправленно. В дальнейшем надо лучше понимать происходящее и точнее идти к цели.
7. Управление мазком: его направлением для формы/фактуры, решения таким образом деталей.
Та же ситуация, как и с предыдущим пунктом - нужна бОльшая осознанность.
8. Научиться конкретного видеть, какой цвет в каком пятне, делать цвет понятным зрителю.
Самый непростой вопрос - часто цвет выбирался не по конкретному пониманию, а по ощущению и в процессе активного замешивания.
В целом можно сказать о поездке следующее: очень полезный интенсив, когда практически не расстаешься с кистью и каждый день учишься преодолевать себя, становясь лучше. Несколько огорчило некоторое однообразие предмета, что было обусловленно неизменной пасмурной погодой и ограниченной мобильностью ввиду расположения гостиницы вдалеке от леса и других интересных объектов.
В будущем хочется больше сосредоточиться на повышении интересности работ и поиску выигрышных, вдохновляющих видов и решений."
Ирина Князева:
"Опыт в живописи обрывочный. Около 10 лет не писала маслом. Полгода в живописной группе у Жени. Образование МПГУ.
Пленэр был гиперполезным. От ярких цветных снов с запахами и звуками до конкретной работы от этюда к картине по приезду домой. Все впечатления невозможно передать.
Т.к. это был первый мой пленэр с маслом да еще в таком месте, я была бы довольна и малым. Но мы двигались гигантскими шагами. В первые два дня около 12 этюдов, тут хочешь не хочешь восприятие повернется. И никто не хотел сбавлять оборотов, за что отдельная всем благодарность. Очень полезные разнообразные задания по цвету, композиции, фактуре мазка и др. чередовались со своими этюдами по желанию. Для меня полезного было очень много, боюсь всего не охватить. От технических мелочей, которые могут оказаться существенными: наличие резиновых сапог, крепкого дождевика и достаточного количества картонок, особенности смешения красок и разбавителей, возможности различных кистей и поверхностей. В общем тьма полезностей. До решающих: умения увидеть композицию в цвете, ставить себе задачи и планомерно их решать. Просмотры были очень полезны сразу наглядно видны сильные и слабые стороны, это вдохновляло на серьезную работу со своими промахами и самоанализ, а находки и удачи других расширяли собственные возможности (оказывается и так можно и как здорово!). Да погода была даже для этих мест не типичная в июле, но и ее, по-моему, все воспринимали как тренажер на стойкость и выносливость. Двадцать минут без дождя, 5 минут проливной с ветром и так бесконечно, но никто не сдавался и никто, кстати, не заболел. Из конкретного я научилась лучше компоновать и писать разнообразное небо, дали, воду, разнообразные оттенки серого дерева, зелени разной травы и деревьев, дома и часовни, цветочные поля, кораблики и лодочки, отражения, связывать планы, выделять композиционный центр, работать цветовыми и тоновыми отношениями и кажется еще чего-то упустила. А да, потрясающие ночные этюды, когда писали с фонариками! Полезны были даже прогулки с исследованием местности и разговоры, и экскурсии, и еда! )
Из-за погоды и отсутствия яркого солнца не достаточно поработала со светом и тенью, только по представлению ) Научиться не бояться цвета, давать его в полном звучании в нужном месте и не забывать до конца написания этюда о его цветовой концепции. Учится завершать.
Я ехала, чтоб расписаться и положить крепкое начало пленэрной живописи. Ожидания оправдались намного более чем. Масса впечатлений, открытий, полезных умений и навыков и большой задел на дальнейшую самостоятельную работу. Я очень благодарна Жене за ее труд, талант, целеустремленность, терпение и ребятам. Вы потрясающие. Ура, я попала к своим ! ). Благодарна Никите Никитину за точные и вдохновляющие комментарии к этюдам на завершающем просмотре.
Конечно, хотелось бы продолжения в разных местах горы, степь, море на длительные пленэры с погружением или короткие неподалеку. Думаю, что со временем задачи у всех будут более индивидуальны, на моем уровне мне сейчас все полезно."
Алёна Фролова:
"Мой опыт в живописи до того, как я пришла к Жене в группу - изостудия в детстве, потом - частные уроки у профессионального художника. Но все уроки были, как правило, длительные постановки (или работа по фотографии) в студии или дома, опыта писать на выездах и быстро у меня не было.
Образование у меня высшее, но к живописи не имеет никакого отношения. Я специалист по БД. И имею обширный опыт работы в туризме :)
Пленэр был очень полезен. Я, наконец, научилась настраиваться на работу маслом, не боясь заранее, что может ничего не получиться или получиться не то, что задумано. Писать жирно и даже начала работать большими кистями, закрывая сразу большие плоскости.
Еще большим подспорьем были твои советы и, особенно, работа в паре. А то, что меня окружали люди, которым интересна и важна живопись и то, что с ними можно общаться на эту тему круглосуточно и тебя понимают и тоже рады такому общению - вообще полный восторг!
Мне кажется, я, наконец, начала делать сложные смеси, особенно зелёного цвета :) Но, по-прежнему, у меня остались проблемы с поиском интересной композиции и гармоничные тоновые взаимоотношения.
Честно говоря, при всех плюсах, мне ОЧЕНЬ не хватало цвета и яркости. И сейчас у меня внутри все пристрастия и настройки сбились и от этого какой-то бардак в голове и в работе. Не получается пока гармонизироваться или пойти на какой-то прорыв.... Это, пожалуй, единственный минус, который у меня образовался.
На Пленэр я ехала много работать ради поставленных целей, набраться опыта + выстроить в себе привычку много и ежедневно работать. Перебить другую - что живопись - это моё хобби, которым я занимаюсь время от времени.
То что ты была с нами - профессионал, который давал советы по существу и вовремя - вообще очень круто. А то, какая подобралась команда очень стимулировало и вдохновляло.
Продолжение - очень хочется. И живописных занятий в студии, и вот таких выездов группой, чтобы можно было писать в живописном месте, а потом - просматривать и обсуждать. Еще не хватает навыка в рисунке.... и хочется каких-то курсов по теории искусства.
Все было отлично и прекрасно :) в общем.
Единственное, чтобы я посоветовала, как я уже говорила лично - переложить часть организационных вопросов на чьи-то плечи, кто добровольно за это возьмется под твоим руководством, разумеется. Чтобы оставалось больше времени и сил на основные задачи и работу с группой в плане живописи."
Лена Шарганова:
"Как и в прошлый раз попробую пройти по поставленным задачам перед пленэром.
1. Решить проблему колорита
Подчинять колористической задаче весь этюд. Писать цельно.
- отчасти это удалось в работах с пасмурным состоянием. Таких работ было больше всего, на мой взгляд пасмурность отработать удалось.
Однако, в этой серии пасмурных прослеживается одинаковость цветовых решений - задача пока для меня не решенная.
Жалею, что было мало солнца и не удалось порадоваться яркому цвету и научиться им управлять.
2.Сплавать состояние природы в этюде и смыслы/содержание
- к этому я только начинаю подступаться.
3.Использование приемов
размывание одних пятен и четкое прописывние других
пастозность и гладкость мазков
разнонаправленность мазков
-тут наверно правильнее было сказать - передача фактуры. В траве, воде, небе. Дороге мне удалось с этим разобраться.
Очень помогло задание с использованием больших и маленьких кистей.
Пастозно-жидко - пока для меня не очевидно, понять как использовать эти приемы не получилось, в ходе работы почти об этом не задумывалась.
4.Композиция
-С композицией было легче, как мне кажется есть шажок в сторону усложнения.
Упор на содержание и смыслы в этюде с помощью композиции
-Содержание и смыслы - тут для меня много противоречивого.
Я для себя вижу такой путь- максимальное решение технических задач при работе на пленере ( тон, цвет, колорит и т д), получение свободы в возможности изъясняться языком живописи, развитие композиции, и как следствие переход к более глубоким осмысленным этюдам/картинам.
В этот раз как мне кажется наполненных этюдов было больше.
5.научиться обобщать раздробленные пятна, выстраивать композицию из дырочек и плотных пятен
В этом было не значительное просветление, но с деревьями это еще не закрепленный навык. Постараюсь в остаток лета разобраться с этой проблемой.
6.цвет
Темные цвета - научиться писать не только через фиолетовый
- тут для меня было много открытий. Я увеличила количество красок темного цвета и было очень интересно работать с темными тонами. Опять же из за пасмурности не было координатно разных задач, в основном тень в пасмурный день.
Тень в солнечный день - пока для меня тут пробел.
7.Тепло-холодность -отработать передачу тени-света при ярком солнце
- с этим разобраться почти не удалось из за погоды.
8.Зеленый- писать не через зеленый
Было много повторов зеленого, но и эти повторы были для меня открытием.
9.Вода- отработать отражения, волны
Отражения были пережиты болезненно, хотелось бы больше работ на отражение при разном состоянии природы."
Наташа Шульгина:
"Меня зовут Наташа. По образованию я историк, живописью регулярно начала заниматься полтора года назад в худ.школе при МАХУ 1905 года, затем с сентября в Жениной живописной группе.
По большому счету, кенозерский пленэр для меня первый опыт живописи на открытом воздухе. И, пожалуй, первый опыт «умного» рисования. Я стала куда более сознательно относиться к процессу: ставить задачу, искать способы решения, доводить любую начатую работу до конца (что оказалось для меня особенно сложным), и оценивать результат. Понравились темп работы, разнообразие заданий, интенсивность, содержательная критика. Очень важным оказалась возможность поучиться друг у друга, посмотреть, как работают другие, перепробовать уйму разных материалов. Особенно запомнились:
-задания, которые заставляли отходить от живописных привычек (задания на контраст и нюанс, работа разными кистями, задание на разный «цветовой режим», композиционный поход),
-задания, повышающие самодисциплину и развивающие внимание (ежедневные выкраски-состояния, работа ночью),
-работа в паре с Женей (отдельной удачей для себя вижу то, что это задание выпало на начало пленэра, именно благодаря этому заданию я начала разбивать натуру большие пятна и анализировать их по цвету и тону),
- «тематические» задания, посвященные отражению и передаче глубины пространства.
К решению задач, которые я ставила перед собой накануне поездки, удалось подойти хотя бы на один шаг. Очень важным для себя считаю то, что появилось много вопросов, о которых я раньше не задумывалась, для меня их просто не существовало (вопросы колорита, обобщения и детализации, больших пятен, акцентов и контраста). Многое из того, что давалось со скрипом в студии, на пленэре вдруг стало очевидным.
- Проблема усреднения по тону, «серости», боязни тонового контраста, темных пятен. Склонность усреднять тон осталась при мне, но все же сдвиги в сторону тоновой ясности имеются.
- Вечная неуверенность в композиционных решениях. Тут зависимость качества от количества оказалась прямой. Чем больше поработаешь над композицией, поищешь ее, тем интереснее будет работать дальше.
- Проблема грязных цветов, которая в процессе эволюционировала в проблему перетаскивания цвета из работы в работу. Постоянная практика помогла быстрее находить цвет, однако, это же и привело к автоматизму в переносе цвета из этюда в этюд. Важным для себя вижу отход от шаблонов типа «водичка синенькая, а трава зелененькая», почувствовала сложность и богатство цвета и разные возможности эту сложность передавать.
- Ведение работы. Об этом уже писала. Важнейшей недоработкой считаю привычку бросать работу, не доводить до конца, что связано во многом с потерей интереса к работе еще до того, как она закончена. Пленэр заставил задуматься и о том, что же делать с законченными этюдами и обозначил два пути роста: делать этюд-законченную работу или же использовать их как подготовительный материал для студийной работы.
Я благодарна Жене и всей нашей компании за невероятно насыщенные, полезные, радостные, наполненные 10 дней! В будущем хотелось бы, чтобы в расписании пленэра вновь появился длительный этюд (который, видимо был в пошлом) и чтобы примерная программа пленэра была известна к началу занятий (понятно, что погода и не только погода будут вносить свои коррективы)."