В июле прошлого года состоялся десятидневный живописный пансион-пленэр на Кенозере. Мы жили в удобной гостинице, питались совместно, ездили на экскурсии и много писали. Участники работали очень слаженно, неприветливая погода никому не мешала. Да и места были дивные, сказочные.
В первой части репортажа:
- Работы с одной точки
- Композиционные эскизы
- Мазок
- Работа в паре
- Состояния
- Планы
- Глубина
- Колорит
- Отражения
Работы с одной точки
В первый и последний дни участники пленэра писали работы самостоятельно. Необходимо было в конце пленэра сделать этюд с той же точки, что и в первый день, но смотреть новым взглядом, с высоты 10 дней обучения. Цель -- оценить свершившиеся за пленэр сдвиги.
Алёна Фролова:
Маша Есенина:
Композиционные эскизы
Начали совместную работу с композиционных эскизов в гризайли ( работали кистью, чтобы не сбиваться на контурное рисование, а обозначать тоновые пятна).
Мы перемещались по маршруту, делая остановки по времени. Выполнили 5 композиционных эскизов на темы:
1. Фронтальная композиция ( простая композиция, выстроенная с последовательным пересчётом планов)
2. Композиция с уходом в глубину (плановость сохраняется, но появляются "связки": объекты, лежащие в нескольких планах одновременно)
3. Панорама ( композиция, вписанная в горизонтальный формат, пропорции которого более 2:1, и охватывающая больше, чем ширина обзора)
4. Ракурс ( композиция со сложного или неочевидного ракурса)
5. Пустота ( центром и главным героем композиции выступает отсутствие действующих лиц, пространство между предметами, контрформа).
Лёша Байдаков:
Фронтальная композиция
Композиция с уходом в глубину
Панорама
Ракурс
Пустота
Ирина Князева:
Фронтальная композиция
Глубина
Панорама
Ракурс
Пустота
Антон Морозов:
Мазок
Следующее задание так же начинали с гризайли. Композиция выполнялась трижды, формат от а3 до а2.
1. Крупными кистями в гризайли участники писали этюд ( включая и некрупные акценты), размышляли по ходу работы над мазком, стараясь передать различие фактур: поля и картофельных грядок, например.
2. Эта же композиция выполнялась кистями до 4 номера. Рассматривали фактурные возможности маленьких кистей. Кроме того требовалось работать прозрачной краской в тенях и плотно на свету.
3. Проанализировав результат 2 предыдущих работ, выполнили эту же композицию в цвете, стараясь перенести в цветную работу удачные мазковые находки.
Антон Морозов:
Ирина Князева:
Карина Шелепова:
Работа в паре
Группа была поделена надвое: 5 - 6 человек в каждой полугруппе. Одна полугруппа ипсала со мной до обеда, другая -- после.
Так я смогла поработать в паре со всеми.
Пятна закрывали по очереди, обсуждали ошибки, правили только свои оплошности. Участникам как раз хватало времени подумать, положить свое пятно, сформулировать вопрос , пока я обходила остальных. В начале пленэра преподавательского внимания должно быть много, но с каждым днем самостоятельность живописца растет.
Ирина Князева:
Алена Фролова:
Ирина Николаева:
Состояния
Требовалось делать этюд в несколько пятен с одной точки в разное время суток при различном освещении. Погода же стояла одинаково хмурая, и, независимо от времени суток, освещение не менялось. Прекратили на четвертой картинке.
Саша Егорова::
Витя Маковийчук:
Чуть позже вечерами начало проявляться солнышко, и мы перенесли внимание на очень быстрые этюды закатов.
Саша Егорова:
Ирина Николаева:
Маша Есенина:
Наташа Шульгина:
Планы
Следующей рассматривали тему планов. Композицию участники строили исходя из установки, что планов в данной работе должно быть три ( или хотя бы уж два). Активность любого из планов должна была быть обоснована авторской задумкой. Совсем необязательно, что главным окажется передний план.
Ирина Князева:
Ирина Николаева:
Наташа Шульгина:
Глубина
Здесь, в отличие от фронтальной, четко разделенной на пространственные зоны, предыдущей композиции, требовалось обозначить уход в глубину связанно. Можно даже и на примере одно объекта, который проходит через несколько планов одновременно. Учились передавать относительно близкое пространство.
Антон Морозов:
Витя Маковийчук:
Наташа Шульгина:
Колорит
Задание из трех тем, на каждую из которых отводился час. Все три картинки писались в одинаковых условиях с одной точки.
Требовалось:
Абсолютный колорит. Передавать как можно точнее видимые цвета и тона
Преувеличенный колорит. Отобразить преувеличенную насыщенность цветовых сочетаний
Тональный колорит. Сгармонизировать видимые цвета через общий цветовой тон.
Наташа Шульгина:
Лена Шарганова:
Андрей Дубинский:
Отражения
Здесь все обыкновенно: обсудили особенности изображения отражений ( тон, цвет относительно натуры, где и почему проявляется цвет дна, что отражается в гранях ряби), закрепили практически.
Алёна Фролова:
Антон Морозов:
Ирина Николаева: