В октябре на Кружке прошел интенсивный курс из четырех занятий "Понимание искусства. Как смотреть живопись, графику, скульптуру и архитектуру".
Занятие об архитектуре в Дмитровской мастерской Кружка
На каждом занятии были лекционная и практическая части. Еще была группа на фейсбуке для дополнительных материалов и домашнего задания для тех, кто хочет.
Темы лекционной части первого занятия - как и зачем анализировать искусство и что влияет на нас, когда мы смотрим на искусство. На остальных занятиях разбирали виды искусства: живопись, графику, скульптуру и архитектуру. Катя дала базовую информацию о видах, выразительных средствах и техниках каждого из них.
В практической части каждого занятия участники смотрели на произведения искусства и разбирали их вслух. Три основных вопроса, с которыми мы подходили к произведению: "Что я вижу?", "Что я чувствую?", "Как художник этого добился?". Было два варианта работы: когда один участник разбирал произведение от начала до конца, и когда несколько участников разбирали одно произведение. Иногда несколько человек анализировали одно и то же, и мы могли сравнить разные точки зрения.
В группу на фейсбуке Катя выложила списки литературы по теме и презентации с занятий. Домашняя работа: четверо участников письменно проанализировали несколько картин разных направлений и получили комментарии ведущей.
Отзывы
Мы публикуем все присланные отзывы без какой-либо редактуры.
Аня:
"Курс был мне очень полезен и интересен. Большой ценностью стал сам термин формальный анализ и материалы выложенные в сообществе, это как раз то направление в истории искусств, которое мне интересно. Курс расширил горизонт и дал некоторые отправные точки для самостоятельного чтения. Мне показалась решающе важной практическая часть. Во-первых, она заставила более полно включиться в работу, во-вторых очень интересно было вживую убедиться в разности восприятия одного и того же разными людьми и в полнокровности каждого видения , в-третьих, по ходу Катя часто давала небольшие комментарии, как бы частные, про ту или иную конкретную работу, но очень полезные и углубляющие курс в целом.
Когда я думала над отзывом, мне пришло в голову, что возможно стоило захватить ещё одну неделю и сделать пятое, заключительное занятие, посвящённое исключительно практической части , причём в такой форме, чтобы слушателям к этому надо было готовиться. Необязательная домашняя работа стала бы обязательной и затронула бы не только живопись, но архитектуру, скульптуру, графику.
Спасибо, Аня".
Люба:
"В конце октября 2016 года я прошла курс "Понимание искусства", организованный Кружком скорого рисунка. Перед тем, как записаться на Курс, все участники отвечали на вопросы о целях.
Могу сказать, что своих целей — знать больше об искусстве, понимать лучше, получать удовольствие, применять на практике полученные знания — я достигла.
Курс логичен, структурирован, соразмерен заявленным в анонсе задачам
- представить алгоритмы анализа разных видов искусства и дать возможность отработать их на практике
- дать обзор видов и техник произведений живописи, графики, скульптуры и архитектуры
В Курсе — во всех его частях соблюден главный принцип "от общего к частному", благодаря этому Курс был воспринят мной как целое и цельное.
По окончанию Курса я говорю: да, я знакома теперь с методом формального анализа, да, у меня есть инструмент, который при дальнейшей практике я сумею применить при встрече с живописью, скульптурой, архитектурой и графикой. Правда, обязательно нужно, чтобы эта встреча состоялась, а это уже зона моей ответственности.
Катя — внимательный, заинтересованный в своём предмете рассказчик. Чувствуется, что за созданием Курса стоит тщательный отбор всего, что можно уместить в формат 4-х занятий по 3 часа, осознанное ограничение, что можно успеть охватить за это время, а что нельзя. Спасибо Кате за блестящий подбор примеров — они радовали, увлекали, обогащали.
Благодаря примерам лекционная часть не превратилась в сухое изложение теорий и подходов, не стала разбором схем, она обрела лёгкость и живость, и красоту.
Спасибо за присутствие в пространстве Курса Диме Горелышеву и Таше — они как опытные практики смогли добавить в Курс свои замечания и свой взгляд, и в итоге получалась дискуссия, материал из лекций и практической части получил новое измерение.
Ещё одно: не удалось отдохнуть на выходных. Работа на Курсе — вполне себе работа, это не развлечение, хотя, конечно, всё было в удовольствие. Но к концу Курса я почувствовала усталость. Теперь в режиме не интенсивной работы буду укладывать в себя всё изученное, прорабатывать его, привыкать.
Спасибо за список литературы в группе Курса на ФБ. Им тоже постепенно займусь. Читать — не перечитать.
Заключение: На Курсе я узнала новое, систематизировала старое, получила инструмент работы — формальный метод анализа, увидела много красивых предметов искусства — и это было радостно и вдохновляюще, поняла, что впереди много открытий".
Матвей:
"Впечатления у меня только от двух первых лекций и они мне не понравились. Дело не в содержании, а в подаче материала. Катя очень неуверенно себя ведет перед аудиторией. Все эти "наверное" - таких слов вообще не должно звучать. У нее же есть свое твердое мнение, так надобно им делиться с аудиторией. Если не удалось найти слайдов по тем или иным тематикам, не нужно заострять на этом внимания. Высказывала свою точку зрения неуверенно, а на сопливые аргументы меняла на противоположную. Есть смысл избегать таких неоднозначных тем, если они имеют место быть, либо стоять на своем, как ведущий мастер-класса. Много сюсюканья с аудиторией - мы же взрослые люди и в состоянии сказать, если нам что-то не понятно, либо остановиться на каком-то месте подольше. Мне было откровенно скучно, как на какой-нибудь ненавистной мне паре, в далеком университете. Я уверен, что с опытом все эти проблемы уйдут, но нужно работать и над текстом и над подачей и следить за таймингом."
Маша:
"Добрый день!
Простите, немного с опозданием, но все же пишу.
Мы, я и Андрей, благодарны вам за подобный курс. Пишу я (Маша) от себя и частично выражаю и мысли Андрея. Тема курса была для меня совсем в новинку, я не знала чего особо ожидать, поэтому сказать, что было плохо или хорошо, не могу. Было ли интересно - несомненно, но порой лекции затягивались, и я теряла внимание и концентрацию, и меня начинало клонить в сон, может быть, стоит делать больше практики и чаще перемежать ею теорию. В практике я активно не участвовала, получается, была лишь слушателем, отчасти возможно смущалась, отчасти я думала, что сколько людей столько и мнений и то, как видит картину каждый (не профессионал, я имею ввиду, в отличие от например Дмитрия, который преподает академ.рисунок), это очень и очень индивидуально и приписывать какие-то свои мысли тому или иному произведению это расплывание мыслью по древу, возможно, я не права. В любом случае курс дал обзор с другого угла/ракурса, и теперь есть большое желание сходить в галерею/музей/городу и попробовать прямо на месте подумать над произведением и все же попробовать его описать. Мы правда очень благодарны, Наталья, передайте пожалуйста спасибо Катерине, она замечательная, и у нее очень приятный спокойный голос )
с уважением, Маша"
Татьяна:
"Для меня было полезно вспомнить все основные понятия, связанные с искусством. Я не имела конкретного представления о том, что такое анализ искусства, но на курсем мне показали что это вполне ясный, с определенными вопросами, ход мысли (как часть формального анализа).
Мне хотелось бы получить больше информации об анализе произведений искусства в виде примера от, например, зарубежных музеев, аукционных домов. Почему то или иное произведение считается ценным или наоборот (особенно характерно для современного искусства).
С уважением,
Татьяна Бузикова".