Очередной прошедший год — это хороший повод для того чтобы осмотреться и понять где мы сейчас, и что мы сейчас. Поэтому я традиционно попросил участников группы написать отзывы о занятиях — честные и без прикрас. Эти самые отзывы я предлагаю вашему вниманию без какой-либо цензуры.
Аня Власова:
«Группа по вторникам из года в год помогает верному продвижению вперёд в рисовании, является неким оплотом спокойного рисования в круговерти другой жизни. То, что мы работаем большими блоками и основательно входим в темы мне очень нравится, ценю роскошь не торопиться и углубиться. И ещё есть ощущение, что весомо приобретаешь и что приобретённое не пропьёшь. Я рада, что произошёл переход от учебного рисования и набросков к законченным графическим листам, для меня очень своевременно. Такие задачи ставились и раньше, всегда ставились, но иногда бывали непосильны и выбивали из колеи (вспоминаю, например, ранешние подходы к монотипии и рисованию фигуры в интерьере), сейчас из колеи не выбивают. Ещё про время, мы часто работаем по 45 минут с задачей получить законченный лист, 45 минут на лист это мало, но я стала понимать, что возможно, чувствую как такой ритм учит быстро и добротно работать, предвижу, что неоценимый по важности навык. Рада тому, как развиваются просмотры и вообще возможности вдумчиво смотреть на работы товарищей, бывало такое, что кажется, что работа не идёт на занятии, не получается, а после просмотра ощущение, что уже ради того, чтобы посмотреть, стоило идти.
Спасибо».
Юля Жукова:
«О группе Дмитрия Горелышева узнала, когда расспрашивала Вику Когай: «как ей удалость так быстро стать крутой!» Мгновенно я захотела попасть на этот курс. Но мгновенно не вышло. Приглашение на занятие, пришло лишь на пятый месяц после моего первого письма Диме. Видимо, не я одна так хотела поскорее «стать крутой»...
Что я могу сказать об этом курсе? Я никогда не видела, чтобы на занятиях царила такая атмосфера: концентрация и целенаправленность. И всегда индивидуальный подход, несмотря на количество людей на занятии. Когда я прихожу на урок, я превращаюсь в другого человека, сосредоточенного на процессе, не смотря на позднее время и долгий рабочий день. Самое интересное, что вектор, заданный на занятиях, продолжает работать и вне класса. Я учусь сама ставить цели, анализировать, смотреть на мир сквозь призму развития. Мне уже не интересно просто рисовать на своем уровне, набивая руку привычными приемами. Мне интересно экспериментировать с изобразительными возможностями разных материалов, линией, пятном, текстурой. Процесс пошел и его не остановить. Спасибо, Дима!»
Галина Буржанова:
«В группе работаю год. Стремилась попасть в нее, потому что были интересны работы кружковцев разнообразием подходов и материалов. Надеялась на то, что работа в группе не только разовьет мою графическую культуру, но и даст импульс для развития и в живописных плане, т.к. считаю что, многие вопросы разбираемые на Кружке актуальны не только в графики, но и для живописи.
Добилась ли я многого за этот период? С одной стороны, многое попробовала, что-то получалось, что-то нет. С другой, из-за нехватки сформированных навыков композиционной работы с листом, малого диапазона устоявшихся знаний и умений по анатомии, небольшой практики быстрого рисования обнаженной натуры, я чувствую слабость своих работ. Дмитрий учит анализировать то, что ты делаешь, четко выстраивать план действий. Иногда это получается... Кстати, в живописи эти занятия точно помогли...
Рада изменившемуся формату заключительных просмотров. Мы не просто внимаем Мастеру. А учимся формулировать свое отношение к работам, к процессу.
Чего не хватает? Последнее время мы погрузились в диатипию, это очень интересная техника, я чувствую, что она может сделать более качественным мое "свободное" рисование в других техниках. Мне кажется, может иногда стоит отвлекаться от печатных техник и обращаться к другим. Чтобы "проверять" приобретенные новые знания на других техниках.
И еще мечта не совсем, наверное, осуществимая. Я понимаю, что мне часто не хватает умения абстрагироваться от натуры для того, чтобы работы была более выразительными и цельными. Решить эту проблему может помочь блок заданий на различные композиционные подходы. Конечно мы все время работаем с композицией листа. И нет ничего хуже готовых клише. Но мне необходим концентрированный разговор о композиции, иногда "насильственные" рамки задания лучше развивают, чем "свободный полет" в выборе композиционного решения.
В итоге, спасибо за группу и Кружок, нравиться, что Кружок и Дмитрий публикуют отчеты о своей работе; это помогает изменяться художественным практикам не только Москвы, задает хороший тон в художественном образовании России.»
Юля Лисютенко:
«Сейчас мне хорошо в группе. У меня был довольно сложным этот год, и я ходила нерегулярно, но мне очень важно быть тут. И я благодарю за эту возможность тебя Дима, всю команду Кружка и своих одноклассников. Последний раз я вернулась в группу весной, как раз после выставки печатной графики у средовой группы. Меня до слёз она поразила, и то, что сейчас мы работаем в этой же технике весьма будоражит. Я всё ещё чувствую себя цыплёнком, и всё ещё мучаюсь от того, что мало премало уделяю времени рисованию, и так же переживаю на просмотрах, сравнивая свои работы. И тем не менее дома, во время сканирования они мне начинают нравится, и главное - благодаря технике диатипии, которой мы сейчас занимаемся, я внезапно обнаружила, что ухожу от реалистичности, порою далекооо ухожу. А это то самое , чему я хочу научиться, что мне всегда нравилось в работах участников Кружка, и не хватало в своих по моему мнению. Мне нравится новый формат обсуждений, хоть я и молчу, боясь сказать глупость.
А не хватает... лично мои соображения больше по поводу атмосферы - наверное большинство художников такие глубокие интроверты, и неудивительно, что в группу ходят одни и те же люди, и при этом практически не общаются. (или это мои иллюзии) Прям хоть тимбилдинг проводи. Я не знаю, повлияет ли это непосредственно на рисование, но на атмосферу... Моя душа стремится узнать поближе людей, с которыми проходишь такую "жёсткую в хорошем смысле" школу, но я не знаю как :) Давайте традицию какую-нибудь заведём - например раз в полгода в смешные игры играть - не только серьёзный интеллектуальный подход, но и детская непосредственность помогает в искусстве!!!
Спасибо большое за труд!»
Маша Зайцева:
«Я занимаюсь в группе полтора года, за это время мое рисование стало более продуманным и последовательным. Мне стало легче выделять главное в натуре, рисовать избирательно. Гораздо больше внимания обращаю на композицию, общий строй листа.
За последнее время мы прошли много разных техник: от аппликации до диатипии. Мой запас визуальных техник и средств стал заметно богаче.
Самое ценное в занятиях — это диалог не только с преподавателем, но и с коллегами. Обмен опытом и пример со стороны очень важны для роста.
Длительность сеансов чередуется. Наличие длительных сеансов на мой взгляд большой плюс: это возможность детально и обстоятельно изучить натуру и продумать будущий лист.
Я очень рада быть участником группы, надеюсь и впредь соответствовать заданной планке.»
Аня Лыкова:
«Я всё ещё здесь! Ура ). В группе мне по-прежнему интересно и сложно.
Главный инсайт последнего времени в группе – не зацикливаться на результате, сосредотачиваясь на тех моментах которые получились и запоминать, как это удалось, и из них составлять уникальный узор своего опыта. Если узнала, каким способом желаемого добиться нельзя - это тоже знания. На словах это легко, но на деле довольно непросто для меня. Отчасти потому, что всегда есть просмотр в конце занятия, который предполагает наличие результатов.
Многие темы также трудны, пока удалось к ним только подступиться, они дают информацию, которую я пока до конца не осознаю, потому что понимаю, что я ещё не на том уровне. Но хочется верить, всё пишется на подкорку. Для меня это фигура в среде, рисование натуры в непрерывном движении и очень быстрое рисование (1 мин).
По-прежнему остается загадкой, как закончить начатый на занятии лист дома, (может и не надо?) не испортив его. Также не хватает того, что отделяет деятельность от настроений и чувств, так как ожидание верного настроя для того чтобы делать, мешает и тормозит развитие.
Когда-то давно я написала заявку «в творческую группу», и меня вежливо поправили, что я попаду не в творческую, а в учебную). Так оно и было, но в конце этого года есть ощущение, что группа уже выходит за рамки «учебности», что очень радостно для меня. В последнем блоке о диатипии многие мои работы приобрели большую законченность, стал более ясен путь перехода от наброска к законченному графическому листу. И у всех в группе появились работы другого уровня.
Впереди новый год в группе, а значит я буду пытаться решать проблемы, ввязываясь в проблемы ещё большего размера, рисовать так, как никогда не рисовала до этого, печатать графику в промышленных масштабах )), да много чего ещё, о чем пока не знаю. Но жду с нетерпением)»
Катя Усова:
«В группе мне комфортно, несмотря на то, что мы не все друг друга хорошо знаем. Хотя творческие поиски каждого видны как раз отлично, в конце занятия мы обсуждаем, у кого что получилось интересно. Я мало участвую в обсуждении, поскольку мне сложно сформулировать впечатление от понравившейся работы, но другие все равно замечают эту работу и весьма хорошо описывают её находки.
За год обучения я стала искреннее рисовать графику, больше думать в процессе работы, и в целом в рисовании появилось больше свободы и игры. Кружок для меня - это те "маленькие шаги", которыми я двигаюсь к искусству графики. Он позволяет мне находиться в постоянном тонусе, это та внешняя сила, что направляет по желанной тропе. Есть люди, которые могут сами сесть дома и освоить диатипию, например, или начать копировать работы художников, а я не в их числе, к сожалению.
Не получается пока и в работах с Кружка, и в других - делать фигуру анатомически точной. Много косяков с пропорциями, суставами, мышцами и прочим. В принципе, эти знания надо искать в других курсах или в книгах Баммеса, а интереса, видимо, недостаточно, раз предпочитаю другие занятия.
Сейчас у нас длинный и сложный (особенно в плане восприятия) блок по диатипии. С одной стороны - многогранная техника, очень богатая на возможности, с другой стороны - раздражает, что многие работы похожи на советские иллюстрации из детских книг - то ли тухлые, то ли тяжеловесные и неясные. Во многих моментах приходится преодолевать своё внутреннее сопротивление, но наверное, без этого не обойтись, особенно при привычке к быстрым техникам.
Желаю группе дальнейшего развития и новых творческих находок каждому ее участнику отдельно!»
Катя Полежаева:
«Для меня занятия в группе - это важный путь, который повезло разделить с людьми неравнодушными и прекрасными в своей непохожести. Это череда значимых событий, позволивших оформить и проявить очень личное отношение к рисунку. За период занятий получилось сменить осторожную поступь и желание научиться делать правильно на более раскованный шаг и стремление пробовать и выбирать, прислушиваться и соглашаться, а иногда спорить. В пространстве группы прорастают вопросы, которые я вряд ли могла бы задать себе самой. И именно благодаря ним открываются новые неожиданные направления для исследования. Для меня особенно важно, что в каждом шаге есть возможность и необходимость выбора.
Спасибо за интерес, сложность и радость совместного.»
Даша Ескина:
«В графике очень важна задумка, идея, которая обогатит лист и сделает его еще более интересным. Дмитрий может помочь разобраться, как это сделать.
Я учусь в группе уже больше двух лет. Занятия не перестают радовать разнообразием тем и проблем, в которые мы погружаемся. Некоторые темы были повторены, но сделано это в нужный момент в нужном объеме, чтобы освежить знания и умения перед другими темами, в которых это понадобится. Так, например, перед большой печатной темой «Диатипия» мы повторяли занятие по рисованию фигуры в действии по воображению. Если отмотать еще на несколько занятий назад, то у нас был большой блок по трем художникам, где мы анализировали работы понравившихся авторов и старались в своих работах думать как они. Именно думать: строить композицию, замечать детали, выбирать материалы под задачи и т. д. Таким образом, на занятиях происходит осмысленный анализ чужих и собственных работ, а так же размышление, в каком направлении развиваться дальше нам самим.
Широкой публике известны далеко не все интересные и глубокие темы с наших занятий, лишь некоторые опубликованы в жж кружка скорого рисунка. Поэтому записывайтесь и убедитесь сами :)
Группа не стоит на месте, развивается и совершенствуется вместе со своими учениками. На мой взгляд, за прошедшую пару лет произошло хорошее глобальное изменение: изменилась форма итоговых просмотров в конце занятия. Раньше традиционно по завершению устраивался просмотр работ за текущее занятие, где преподаватель подводил итоги, делал обзор получившегося и не получившегося, давал советы и наставления. Теперь вместо преподавателя этот анализ делает каждый самостоятельно и делится своими соображениями с другими. Появился диалог между всеми участниками, и это очень хорошо.
Поздравляю Дмитрия и группу с днем рождения группы! Большое спасибо, что такая группа у нас есть. Ура!»
Витя Маковийчук:
«Наверное это будет мой самый короткий из всех 4-х (?!) моих отзывов. Не смотря на столь долгий стаж занятия по прежнему очень полезны и интересны для меня. К тому же они не повторяются дословно из года в год, а эволюционируют, меняются в ещё более полезную и эффективную сторону, а так же добавляются новые интересные и сложные задания. Очень понравилось добавление длинных серий занятий на одну и ту же или близкие темы. Они делают работу над какой-нибудь задачей особенно глубокой и эффективной.
Нельзя не отметить и прекрасный коллектив, у каждого из участников которого можно что-то интересное подсмотреть или чему-то подучиться.
А из пожеланий - занятия на копирование разных художников были очень плодотворны и полезны. Хотелось бы повторять их регулярно, а так же добавить задания на копирование не отдельных художников, а на изучение и работу в конкретных стилях - например кубизме, экспрессионизме и т.д.
Так же хотелось бы добавить какое-то пусть и редкое но всё равно регулярное взаимодействие с группой по средам.
Вижу мой отзыв получился не таким коротким, как вначале думалось, Диме огромное спасибо за титанический труд, С Днём Рождения, любимая группа!»
Ирина Князева:
«Здравствуйте, поздравляю нашу группу с юбилеем!
Правда, она по составу участников почти полностью обновилась с ее создания и ощущения группы у меня пока до конца так и не сложилось. Не знаю почему. Впрочем, мне это не мешает.
Вначале у меня был только безмерный восторг, я нашла то, что хотела. Могла вообще рисовать в окружении интересных людей, это своего рода моя психотерапия, да еще рисовать не так как привыкла и получать мощный заряд к изменениям. Изменилось мое отношение к рисованию вообще. То о чем догадывалась, предполагала, думала получило подтверждение, развитие и начало воплощаться в практике благодаря занятиям у Дмитрия. Конечно не могут не радовать пухлые папки и коробки с рисунками, сделанными за время занятий.
Сейчас отношение изменилось, я стала критичнее относиться к делаемому мной, лучше понимать недостатки. Понятно, что выходом из этого может быть только усиленная работа над собой и отработка сделанного во время занятий, самостоятельно дома. Но сейчас у меня это практически не получается.
Мне нравится, что задания стали связываться в блоки. Темп их очень бодрит и в то же время есть возможность углубиться и проработать задания более тщательно. Это помогает систематизировать полученные знания. Нравится, что Дима не дает сидеть на насиженном приеме или технике, все время провоцирует на активное мышление и как следствие изменение подхода к работе и расширение горизонта возможного. Иногда смотришь на свои рисунки и не можешь поверить, что это я сделала. При том, что вечером, признаюсь, голова моя уже туго соображает. На занятии Дима так растормошит, что бежишь домой потом вприпрыжку с целым ворохом мыслей в голове. Но до конца, в цельную стройную рабочую систему в моей голове полученные знания пока еще не сложились. Значит, есть куда двигаться.
Дима делает все новые и новые интересные занятия, отказаться от которых невозможно, я рада, что пока, как мне кажется, этот процесс бесконечен.
Все участники нашей группы талантливы. На просмотрах потом видишь часто восхитительные, очень разные и интересные работы, за что всем и Дмитрию большое спасибо!
С одной стороны нравится изменение в просмотрах после занятия, каждый высказывает по желанию, что увидел, что понравилось, что нет. Но они в нашей группе часто какие-то кислые получаются. Хотелось бы еще вернуть комментарии Дмитрия, по каждому участнику, на мой взгляд, нет завершенности, как раньше.»
Наташа Гриценко:
«Я давний участник вторничной группы. В прошлом году я посещала ее нечасто. Может быть, в том числе и поэтому я стала воспринимать группу не столько как учебную, сколько как проектную. Конечно, в группе есть задания, внимательный ведущий с точным - и нужным - комментарием наготове во время всей работы, после каждого занятия уносишь с собой новые знания и опыт. Но для меня группа перестала быть классом в школьном понимании: "чему же Дима нас научит?". Скорее, это экспериментальная лаборатория, где есть научный руководитель с темами, коллеги со своим мнением и место для твоего вклада в работу.
Спасибо вам.»
Я очень рад ощутимому росту как технического уровня работ так и осознанности процесса за прошедший год. В теме диатипии, которая вот только что подошла к концу, есть очень интересные листы, хотя это первый подход группы к печатным техникам. По поводу нового вида просмотров — вижу в этом очень важное изменение, едва ли не основное за год. Это помогает вам общаться, внимательнее смотреть и учиться у коллег (это не первые попавшиеся мне люди, а лучшие из тех, кто писал заявки). Именно поэтому я считаю работу в группе единственным эффективным способом обучения — вы учитесь не только и не столько у меня. Вы все делаете группу тем, что она есть, замена даже одного человека многое меняет.
Спасибо вам за отличную работу и с днём рождения!
Впереди у нас просто огненные темы, держитесь за стул.