
С 24 по 28 августа в Чистопрудной и Дмитровской мастерских состоялась Неделя Техники Александера с Яцеком Калетой.
В этом посте:
- Обзор и ссылка на конспект
- Фотографии
- Отзывы участников
Обзор
Занятия были организованы в виде двух курсов (базового и для художников), одного дыхательного/певческого занятия и личных встреч. Среди участников были такие, кто пришел всего на одно занятие и такие, кто был на всех. На каждом занятии был новый материал, поэтому никому не пришлось скучать.
На базовых занятиях мы посмотрели на общие принципы отношения к телу (и шире — к себе) по методу ТА и на то, каким образом мы вмешиваемся в естественную работу тела. Мы познакомились с непрямым действием и обновили “карту тела” — то, как мы представляем себе его механическое устройство. Распространяли внимание за пределы тела — на то, что находится вокруг нас.
На рисовальных занятиях мы готовили рабочие места и рисовали на разных форматах сидя и стоя, с мольбертами, со столами и без них, проверяя и перепроверяя удобство. Уделили внимание тому, как мы смотрим на рисунок и постановку, как подносим карандаш к листу.
Конструктивный отдых был частью каждого занятия. Лежание на спине с внутренними инструкциями, перезаряжающее нас для дальнейшего действия. Это и еще одно упражнение были домашними заданиями курса.
Личные встречи с Яцеком были посвящены отдельным вопросам тех, кто на них пришел.
Некоторые заметки и подробности — в конспекте Н. Никитина.
Фотографии
Кворум:

Некоторые инструкции:

Учимся ходить:

Обновляем представление об устройстве тела:

Конструктивный отдых с инструкциями:

Рассматриваем самые распространенные позы в рисовании:

Яцек помогает нашему вниманию:

Спасибо.

Отзывы участников
Анна:
«Большое спасибо за организацию курса!
Впервые я узнала о технике Александера, побывав на мастер-классе, организованном в консерватории. Поскольку я, будучи концертирующим музыкантом и педагогом, давно интересуюсь различными телесными практиками, получив рассылку от Никиты, решила пойти на курс.
Очень понравилась атмосфера во время занятий - и просто сама атмосфера студии. Пожалуй, самый важный итог курса для меня - необходимость концентрироваться на положительном, а не на негативе. Это, на мой взгляд, базовый принцип, который можно применять вообще в педагогике.
Честно говоря, было маловато рекомендаций для музыкантов, но, наверное, этими вопросами надо было заниматься на индивидуальных занятиях, а не в рамках базового курса.
Каюсь, что предложенные на курсе упражнения я делала не регулярно. Постараюсь исправиться.
Ещё раз большое спасибо за организацию!»
Саша Л.:
«Мне очень нужен был этот курс для того чтобы понять одну простую вещь, которую я выяснила в самый последний момент, задав вопрос перед окончанием последнего дня ТА для худож. Научиться "правильному" положению тела в пространстве нельзя, потому что правильного не существует. Существует внимание к своему телу, которое напрямую связано с вниманием к своему уму, к текущей минуте жизни. Это внимание никак и ничем не компенсируешь: никакими тренировками и заданиями. Это внимание собственно единственное, что надо тренировать. Оно предполагает сосредоточенность на процессе, включенность в него всего себя (т.е. не только головы, но и всего тела, которое, как выяснилось тоже участвует в процессе, пока ты даже думаешь, например, о рисунке/композиции и прочем) и принятие себя без ограничений.
Наверное, это самое главное. И то, что смогла почувствовать меньше боли/тяжести в плече, во время выполнения заданий Яцека, тк эта тяжесть ушла в ноги. Это в целом было новым ощущением, что при работе рукой, могут напрягаться другие части тела, а можно это напряжение контролировать, и даже рассеять его совсем со временем.»
Спасибо еще раз за предоставленную возможность нового опыта, который оказался полезен и дальше будет реализуем.
«Самая важная вещь, которую я вынесу для себя после курсов ТА, - это лежание :))
И я серьезно: конструктивный отдых дает мне возможность чувствовать себя менее напряженной в конце дня. Я стараюсь делать это упражнение после работы, особенно когда вечером мне нужно сделать много дел. Это действительно помогает мне, я чувствую себя намного лучше даже после тяжелого рабочего дня, и, что самое радостное, я могу делать что-то ещё, а не падаю бездыханно на кровать. Также мне понравилась идея исследования собственного тела - кажется, это начало большого эксперимента с самим собой.
Кристина Ч.:
«На занятиях по ТА мне понравилась возможность прислушаться к своему телу и найти способы его уважительного использования. Также мне нравится работать в группе, т.к. часто случается, что кто-то выражает чувства, схожие с твоими, но даже более точными формулировками. Или кто-то может заметить вещь, на которую ты не обратил внимания, но она, безусловно, полезна. Я бы посоветовала этот курс тому, кого волнует и кому интересна связь между разумом и телом.
Из минусов - мне бы хотелось, чтобы занятия были активнее. Было много пауз и безмолвных минут. Может, в этом есть какой-то смысл, но иногда я не понимала, почему мы молчим. Хотелось больше динамики, больше обсуждения. Может, наставнику следует спрашивать каждого участника о его ощущениях от того или иного упражнения, т.к. многие стесняются и молчат (особенно, когда в группе много незнакомых людей).
Выражаю искреннюю благодарность организаторам, которые сделали все, чтобы мы открыли новые грани своего тела и разума, что бесценно для развивающегося человека.
Спасибо!»
Аня Власова:
«Я была на курсе для художников, на двух занятиях из трёх. Теперь думаю, мне бы очень был полезен базовый курс или курс подлиннее. По завершении курса главное последствие - я стала замечать своё тело. В детстве бабушкины замечания 'сядь прямо, не горбись' ни к чему не приводили, я не понимала, что я должна делать, когда я училась водить машину, мучительным было начало занятия, инструктор просил настроить кресло под себя и я снова не понимала, что я должна делать. А сейчас вдруг выяснилось, что я чувствую, когда горблюсь и когда мне неудобно, мучаюсь от этого и с удовольствие выпрямляюсь, пересаживаюсь, с толком регулирую кресло.
Поражена и благодарна.»
Евгений:
«Техника Александера широко известна на западе. В России-меньше. Этому способствует ореол недоверия к новым техникам вообще и, появляющимся на западе, в частности; как коммерциализированным клонам более традиционных "систем расслабления" отчасти это справедливо, но, в то же время, обидно, что Россия, оставаясь частью западного мира, хотя и изрядно одичавшая за время коммунистического периода, предпочитает медитировать под руководством непонятно откуда взявшихся недоучек, одетых в традиционные китайские и индусские одежды, чем использовать техники, созданные европейцами и для европейцев. Разумеется, внятные, проверенные временем и имеющие почтенные рекомендации. Как техника Александера, к примеру. Кружок скорого рисунка взял на себя благородную задачу просвещения московской прогрессивной общественности. использовав самый логичный и рациональный способ: выписав с запада лицензированного инструктора. Гастроли прошли удачно. Считаю опыт, полученный на "голосовом" занятии, весьма полезным для себя. Буду рад более углубленно познакомиться с предметом.»
Полина, ведущая скульптурной практики на Кружке:
«Занятия были очень полезны мне. Я шла, не имея ожидания чего бы то ни было. Одной из моих целей было исследование того, как Техника Александера повлияет на мое рисование. На занятиях я узнала кое что о своих привычках и представлении о рабочем процессе: я снова заметила, что "выпадаю" во время рисования и занятий скульптурой, не помню себя, не замечаю тела и времени. Я привыкла считать что именно это помогает мне работать - я сосредоточенна на том, что делаю, а все остальное не имеет значения. В ходе упражнения со случайной остановкой (инициированной не внутренним желанием сделать паузу, а просьбой Яцека), я обнаружила, что "выпадание" совсем не помогает, а наоборот затрудняет работу - я суечусь, нервничаю, давлю на карандаш, не вижу ни работу, ни натуру, многократно переделываю уже сделанное. Несколько механических пауз с положительным опытом, и вот я уже сама могу остановится в произвольный момент, вынырнуть из своих мыслей, оглядеть себя и свою работу. Я проделывала это и самостоятельно, чем дальше тем более "включенной" я себя чувствую - это очень полезно. Занятия проходили легко, Яцек прекрасно объяснял что и зачем мы делаем, поэтому вместо смущения и сомнений в правильности/неправильности, странности/нормальности упражнений, я получила ощутимый опыт, который распространяется на мою повседневную жизнь. Например, когда я пишу этот отзыв, я замечаю, как напряжены мои ноги, плечи и шея, мне тяжело держать голову. Когда я замечаю это, я уже могу что-то с этим сделать, например пойти и конструктивно отдохнуть лежа на полу, или отпустить напряжение там, где оно не нужно. Даже беглый обзор своего тела на предмет напряжений принес мне легкость и свежие силы для завершения письма. Для меня стало открытием то, что ощущением своего тела и пространства вокруг, можно привнести новое качество в мои действия.
Отдельного внимания заслуживает работа с группой. Я благодарна всем участникам за искренние и открытые комментарии и вопросы на занятиях, это сильно обогащало опыт, часто я слышала точные формулировки того, что не могла сформулировать сама.
Яцек, Никита, Марина, Наташа и все причастные, спасибо за курс.»