О программе и работе группы
Годовая программа группы «Выразительные средства графики» разделена на этапы по три месяца c занятиями раз в неделю. Целью ведущих группы было создать благоприятную среду и выстроить такую последовательность заданий, чтобы участники научились самостоятельно ставить творческие задачи, вести работу сознательно на всем ее протяжении и получили необходимые практические навыки для воплощения своей задумки в материале. На каждом занятии в мастерской участники выполняли несколько упражнений. После занятия была домашняя работа, требующая самостоятельных исследований и отработки полученных навыков.
Первый этап занятий был посвящен базовыми понятиями графики: линии, пятну и листу. Участники знакомились с ними и осваивали их выразительные свойства. Группа встречалась раз в неделю по воскресеньям на четыре часа. Вот что мы делали в это время:
- Каждый раз ставили себе цель на занятие и задавались вопросами «Что именно нам интересно?», «Что мы хотим вложить в изображение?», «Ради чего мы начинаем рисовать?».
- Учились отбирать – решения, то, что мы несем в изображение, слова, работы.
- Ограничивали себя, создавая тем самым поле для находок.
- Выполняли рисовальные упражнения, связанные с работой линией или пятном.
- Работали с разными графическими материалами: карандашами, тушью, линером, ручкой, цветной бумагой и некоторыми другими.
- Затронули некоторые темы организации творческого процесса. Например, каждый раз мы ставили себе жесткие временные ограничения и работали по расписанию.
- Смотрели, делились наблюдениями, учились задавать вопросы и отвечать на них.
- Много рисовали.
Годовая программа группы «Выразительные средства графики» разделена на этапы по три месяца c занятиями раз в неделю. Целью ведущих группы было создать благоприятную среду и выстроить такую последовательность заданий, чтобы участники научились самостоятельно ставить творческие задачи, вести работу сознательно на всем ее протяжении и получили необходимые практические навыки для воплощения своей задумки в материале. На каждом занятии в мастерской участники выполняли несколько упражнений. После занятия была домашняя работа, требующая самостоятельных исследований и отработки полученных навыков.
Первый этап занятий был посвящен базовыми понятиями графики: линии, пятну и листу. Участники знакомились с ними и осваивали их выразительные свойства. Группа встречалась раз в неделю по воскресеньям на четыре часа. Вот что мы делали в это время:
- Каждый раз ставили себе цель на занятие и задавались вопросами «Что именно нам интересно?», «Что мы хотим вложить в изображение?», «Ради чего мы начинаем рисовать?».
- Учились отбирать – решения, то, что мы несем в изображение, слова, работы.
- Ограничивали себя, создавая тем самым поле для находок.
- Выполняли рисовальные упражнения, связанные с работой линией или пятном.
- Работали с разными графическими материалами: карандашами, тушью, линером, ручкой, цветной бумагой и некоторыми другими.
- Затронули некоторые темы организации творческого процесса. Например, каждый раз мы ставили себе жесткие временные ограничения и работали по расписанию.
- Смотрели, делились наблюдениями, учились задавать вопросы и отвечать на них.
- Много рисовали.
Итогом первого этапа стала работа над самостоятельным авторским проектом. 16 июля 2016 года состоялась итоговая коллективная выставка “Своими словами”, на которой были представлены результаты проектов и рабочие находки участников группы.
Первые четыре темы параллельно с нами по той же программе работала дистанционная группа на базе закрытого сообщества в жж.
Обзор заданий и некоторые работы
Так как с первых же шагов группа нацелена на самостоятельную работу, в обзоре представлены и результаты учебных упражнений в мастерской, и домашние работы авторов.
Первые четыре темы параллельно с нами по той же программе работала дистанционная группа на базе закрытого сообщества в жж.
Обзор заданий и некоторые работы
Так как с первых же шагов группа нацелена на самостоятельную работу, в обзоре представлены и результаты учебных упражнений в мастерской, и домашние работы авторов.
Занятие 1. Фокус внимания и сознательное ограничение выразительных средств.
В первой части занятия участники выбирают привычные предметы, и рисуют их подробно с максимальным вниманием. Это "задание на входе", цель - показать и увидеть возможности. Затем каждый участник выбирает увиденную в предмете тему, то интересное, на что хочется обратить внимание зрителя, и дополнительно получает случайное ограничение (например, рисовать обращая внимание и изображая только на фактуру поверхности и ее изменения). Заданные извне рамки помогают направить работу, искать решения. Результат получается более выразительным и ясным.
Рисование без ограничений:
Татьяна Балуева
Саша Койфман
Соня Максенкова
Саша Юртаева
Рисование с ограничением
Катя Карнацкая
Cаша Юртаева
Татьяна Балуева
Саша Койфман
Рисование без ограничений:
Татьяна Балуева
Саша Койфман
Соня Максенкова
Саша Юртаева
Рисование с ограничением
Катя Карнацкая
Cаша Юртаева
Татьяна Балуева
Саша Койфман
Занятия 2 и 3. Линейный рисунок.
Линейный рисунок обманчиво кажется самым простым. В умелых руках он глубок и многогранен. Задача второго занятия: использовать все возможности, сделать линейный рисунок объемным, лаконичным и выразительным. Для этого участники учатся использовать линию, как инструмент графического языка, говорить о изменениях формы, мягкости и жесткости сгибов, толщине; о частях формы, говорящих о трехмерности предмета, о его обратной стороне; учатся находить интересные детали и избирательно привлекать к ним внимание зрителя.
Третье занятие посвящено вниманию художника к предмету и его наблюдательности. Участники выбирают из сложной постановки два предмета, изучают их, находят и выделяют различия. Задача третьего занятия – увидеть и используя только линейный рисунок подчеркнуть противоположные качества предметов: по форме, размеру, фактуре, характеру.
Наташа Анаковская
Наташа Анаковская
Катя Карнацкая
Татьяна Метелик
Соня Максенкова
Cаша Койфман
Дарья Иванова (дистанционно)
Татьяна Метелик (дистанционно)
Еля Кириллова (дистанционно)
Линейный рисунок обманчиво кажется самым простым. В умелых руках он глубок и многогранен. Задача второго занятия: использовать все возможности, сделать линейный рисунок объемным, лаконичным и выразительным. Для этого участники учатся использовать линию, как инструмент графического языка, говорить о изменениях формы, мягкости и жесткости сгибов, толщине; о частях формы, говорящих о трехмерности предмета, о его обратной стороне; учатся находить интересные детали и избирательно привлекать к ним внимание зрителя.
Третье занятие посвящено вниманию художника к предмету и его наблюдательности. Участники выбирают из сложной постановки два предмета, изучают их, находят и выделяют различия. Задача третьего занятия – увидеть и используя только линейный рисунок подчеркнуть противоположные качества предметов: по форме, размеру, фактуре, характеру.
Наташа Анаковская
Наташа Анаковская
Катя Карнацкая
Татьяна Метелик
Соня Максенкова
Cаша Койфман
Дарья Иванова (дистанционно)
Татьяна Метелик (дистанционно)
Еля Кириллова (дистанционно)
Занятия 4 и 5. Работа пятном.
Четвертое занятие - отбор и обобщение. Перед участниками - сложная многофигурная постановка. В нашем распоряжении – белый лист и одно черное пятно сложной формы. Задача четвертого занятия – научиться выбирать предметы из постановки, обобщать группу предметов одним силуэтом, заполнять лист сложным пятном, гармонично сочетать лист и пятно, крупное, среднее и малое, избирательно говорить о деталях.
Четвертое занятие - отбор и обобщение. Перед участниками - сложная многофигурная постановка. В нашем распоряжении – белый лист и одно черное пятно сложной формы. Задача четвертого занятия – научиться выбирать предметы из постановки, обобщать группу предметов одним силуэтом, заполнять лист сложным пятном, гармонично сочетать лист и пятно, крупное, среднее и малое, избирательно говорить о деталях.
Пятое занятие - сочетание черного и белого. В чем разница между прибавлением к белому черного и вычитанием из черного белого? Мы исследуем этот вопрос, развивая прошлую тему. Из сложной многофигурной постановки нужно выбрать группу предметов, выделить главное, обобщить второстепенное. Но действовать нужно “наоборот”: работать с черным листом и рисовать (резать) ножом там, где на черном листе должен появиться белый участок. При выполнении упражнения потребуется умение объединять общее и выделять детали.