"Монахиня" И.Е. Репина и рентгенограмма картины - дама в нарядном платье.
Цель выставки - обратить внимание зрителя на то, что музей - это не только экспозиционная, но и научно-исследовательская, хранительская и реставрационная деятельность. На поверхности - подача в форме занимательных историй, анекдотов ("Кто же изображен на картине "Неравный брак" и что стало с ее героями? Что произошло между Репиным и его моделью? Как выглядела эта картина в XVIII веке - неужели кто-то обрезал ее?"). Под этим понятным широкой публике соусом впервые в выставочном пространстве показана работа музейных технологов, реставраторов и исследователей. Затронуты темы атрибуции картин и авторских мистификаций.
Рядом с частью картин представлены их рентгенограммы. Некоторые холсты можно увидеть и с обратной стороны - и обнаружить там, к примеру, раннюю, совсем иную стилистически, работу художника. Где-то на экранах рядом с картинами на экранах показаны их фрагменты, так крупно, что можно разглядеть мазки, - и понять, как технология живописи помогает устанавливать авторство. Рядом с посмертным портретом Третьякова работы Репина выставлены прижизненные этюды: речь идет о поиске композиции и создании художественного образа. Отдельное внимание на выставке уделили авторским подписям.
Семнадцать сюжетов сопровождаются подробными текстами и объяснениями. К выставке галерея подготовила каталог (его электронную версию можно скачать в приложении "Книги Третьяковской галереи"), семейную книгу "Музейный детектив для детей и взрослых". Кроме того, вышел образовательный веб-модуль "Музейный профессионал", который позволяет самостоятельно "поработать" в виртуальном музейном пространстве.
Видеоролик о музейных профессиях: