Задание для группы по воскресениям.
Дано: Два занятия с бумагой формата А2, картонными обрезками и офортным станком.
Задача: Отвечать необходимости своего листа.
Эти занятия разивали тему о работе со штампом. Тут тоже был акцент на огранизации поверхности листа, но уже не ритмом орнамента, а отдельными уникальными формами.
На большом формате (лист А2) участникам нужно было сделать композицию без какого-либо эскиза. Инструменты — картон разной толщины и фактуры, нож, ножницы, клей, масляные краски любых цветов. Я настоятельно рекомендовал активно использовать обрезки и случайные формы, так как зачастую сами мы такого выдумать не можем, уходим в шаблонность. Печатать можно было как внутри белого поля, так и навылет.
По форме это была своего рода игра. Мы начинали с белого листа, на котором делали первый «ход» — печать с любой формы, любого размера, цвета и текстуры. Чем меньше мыслей и сомнений перед этим ходом — тем лучше. Очень важно было не продумывать ничего наперёд.
Далее мы внимательно смотрели на лист, активно воспринимая то, как наше действие изменило его, чем он стал теперь, и что ему требуется для развития или завершения. По этому принципу делались следующие «ходы» — место, форма, размер и цвет каждого нового пятна выбирались сообразно тому, что на данный момент происходило на листе. Количество действий не ограничивалось, когда мы понимали, что работа завершена (а это могло произойти как на первом, так и на десятом «ходу») — откладывали её и начинали новую. Никакого плана, произведение рождается по ходу дела.
Помимо базовых вещей, таких как композиция листа, работа с тремя типа объектов (большое, среднее, малое), цветовыми сочетаниями (контраст/нюанс), текстурой, в этом задании было то, чего мы ранее не тренировали специально.
Это чуткость и внимание к состоянию нашего листа. Зачастую, имея в голове план, а на бумаге эскиз, мы начинаем исполнять задуманное не обращая внимания на неизбежные случайности и отклонения, которые могут скорректировать звучание нашей вещи или полностью изменить его.
Главная цель этого задания — понимание того, что композиция на любом этапе может стать чем угодно. Что творческий акт — это не только «высказывание», но и «выслушивание». Не принуждение к красоте, а отвечание необходимости. На примере абстракции понять это было проще, чем в натурном рисовании или в работе по эскизу. Но принцип неизменен.
Вот что получилось:
Аня Власова:
Игорь Горелышев:
Ксения Проценко:
Наташа Гриценко:
Оля Авдиева:
Оля Кожевникова:
Таня Борисова:
Полина Шутова:
Юля Аделова:
И мои работы, сделанных вне занятия, но по тому же принципу: