Задание для группы по средам.
Дано: Занятия с моделью, предметами в интерьере и станком.
Задача: Освоить некоторые принципы работы с цветом в печатной графике.
Это задание напрямую продолжало тему о монохромной фигуре в интерьере.
В отличии от живописи цвет в графике зачастую является условным, графика не имеет средств для передачи полного натуроподобия (в живописи его можно достигнуть обилием полутонов и оттенков) и не даже ставит такой задачи. В графике он скорее кодирует некую информацию, отвечает принципам формального решения. Поэтому ещё на этапе замысла нужно выбрать определённое количество цветов, причём ограничение может быть и в два, и в десять (и то и другое — условность, но разного порядка). Далее необходимо понять роль каждого цвета (например — розовый это силуэт всех объектов, а синий — это тень на всех объектах), массу в листе (большое пятно, среднее и малое) и найти выгодные места пересечения и образования там нового, призводного цвета.
Обычно имеет место два основных подхода к печатной графике — репродукционный (печать как средство относительно достоверно передать что-то) и отвлечённо-композиционный (изображение сначала рассыпается на формальные составляющие — ритмы, пятна, планы, а потом собирается уже в печатной форме). По моим наблюдениям самый интересный и звонкий результат получается в тех работах, где по форме отдельного пятна каждого цвета нельзя сказать наверняка что это такое — только при наложении всех цветов друг на друга мы видим изображение и узнаём его.
Сначала группа делала эскизы с натуры в любой из предложенных техник:
- акварельные колера фиксированного тона и прозрачности
- цветные карандаши
- цветная калька или плёнка
- полупрозрачные маркеры
В эскизе нужно было добиться ясного композиционного и цветового решения, увидеть пятно каждого цвета как отдельно, так и во взаимодействии с другими.
Потом на основе лучших эскизов вырезались печатные формы (для каждого цвета одна или несколько картонных форм). Для этого хорошо подходит калька — все слои (в нашем случае два или три) рисуются на одном листе поверх друг друга и по очереди передавливаются на картон. После этого — накатака краски и печать. Печатали начиная с самого светлого тона, кроме тех случаев, когда наложение светлого тона поверх тёмного было заложено в эскизе (как, например, в заглавной работе — охра поверх красного). Процесс выглядел так — несколько листов запечатываются поочерёдно всеми цветами. Например — сначала все жёлтым, потом все красным, а потом синим. То есть все листы из тиража движутся параллельно. Это важно ещё и потому, что картон весьма непредсказуемая техника, нужно иметь несколько попыток так как все из них будут чуть разными.
Ниже представлены как готовые работы, так и некоторые рабочие моменты — эскизы и печатные формы (чтобы было видно, из чего сложилось изображение).
Аня Цой:
Вика Когай:
Валя Урм:
Даша Климась:
Ирина Новичкова:
Ксения Добровицкая:
Лёша Байдаков:
Наталья Ушакова:
Оля Авдиева:
Полина Шутова:
Тут рассказ о первом задании цикла — фигуре по эскизам и с натуры.
Тут рассказ о втором задании цикла — фигура в интерьере.