Задание для группы по воскресениям.
Дано: Два занятия с офортным станком.
Задача: Познакомиться с техникой.
Я уже рассказывал как-то про монотипию многоцветную, которую мы печатали по принципу трафарета. Здесь же история более простая и близкая чем-то диатипии и непосредственному рисованию.
Процесс достаточно простой. Пластиковую пластину закатываем валиком чёрной краской, тонким ровным слоем — это первый шаг. Это наша основа — везде, где этот слой останется нетронутым, на печати будет ровный чёрный цвет. Далее есть варианты использования выразительных средств:
1. Линия.
Черенком кисти или чем-то подобным по сырому красочному слою рисуются очертания предметов, которые при печати станут белыми или почти белыми. Линия может быть тонкой или толстой в зависимости от инструмента, ровной или шероховатой. Сюда же относится штрих.
2. Пятно.
Тут тоже есть варианты. Можно накладывать на красочный слой маску из бумаги — в те места, где мы хотим оставить совсем чистый белый. Такой способ даёт аккуратные и контрастные границы пятна, это хорошо для придания изображению известной меры чёткости. Можно протирать краску с пластины мастихином, резиновым шпателем или тряпкой в тех местах, где нужен более светлый тон. В этом случае белый будет не совсем чистым, останутся следы чёрной краски, но в этом может быть и польза. Кроме того, можно использовать растворитель (пинен, уайт-спирит) для размывания красочного слоя кистью в нужных местах. Это даёт возможность получить живые и часто непредсказуемые разводы, которые хорошо работают на контрасте с чёрными или белыми пятнами. Только важно помнить, что масляная краска размытая растворителем сохнет куда быстрее, чем краска из тюбика, которую мы накатывали валиком. Размытие лучше делать в последний момент перед печатью.
3. Текстура.
Для этого может подойти что угодно — ногти, целлофановый пакет, соль, жёсткая кисть. Выбор инструмента обусловлен необходимостью этого средства в конкретном листе и фантазией автора.
После того, как всё манипуляции с закатанной пластиной завершены, она прокатывается через станок и получится оттиск, всего один.
Лучше всего использовать несколько выразительных средств в одной работе, это делает её более полнокровной и завершённой. Техника очень живая, импровизационная, она требует от автора не только обычных для графика навыков, но и смелости в паре с интуицией, так как может получиться решительно всё что угодно.
Вот что вышло в этот раз:
Аня:
Марина:
Наташа:
Оля:
Другая Оля:
Пряша:
Полина:
Юля: