Задание для группы по воскресениям.
Дано: Два занятия с ластиками, ножами и краской
Задача: Придумать простой графический модуль и варианты комбинирования
По сути это то, что даётся (правда иначе по технике исполнения) на первых курсах многих художественных вузов и называется комбинаторикой — раппортная композиция из одинаковых повторяющихся элементов. Полезнейшее упражнение на поиск ритма, работу с формой и контрформой, организацию поверхности.
Подобное задание мы с Машей Титовой давали в Строгановке, в рамках предмета «Иллюстрация и техники графики», вот тут можно посмотреть, что получилось.
Первое занятие начали с поиска модульных элементов — лист чёрной или серой бумаги нужно было свернуть несколько раз и вырезать так, чтобы получилось 6-9 одинаковых форм. Складывая эти бумажки по-разному на белом фоне можно было понять, насколько хорош модуль для комбинирования, сколько интересных вариаций из него может получиться. Практика показала, что сильно сложные изрезанные формы оказываются куда менее интересными в комбинировании и дают куда меньше вариантов, чем формы на первый взгляд простые.
Два-три лучших модуля были отобраны для вырезания штампов. Для их изготовления используется множество разных материалов, от картошки до линолеума. Мы резали из ластиков размером 3-4 сантиметра по большей стороне (Кохинур со слоном или Фабер-Кастелл аналогичной твёрдости). Рисунок наносится на одну из сторон маркером или мягким карандашом, прорезается макетным ножом примерно до середины толщины ластика, лишнее отрезается сбоку. Получается что-то такое:
Если поля слишком сильно торчат, лучше их немного подрезать, чтобы они не пачкались в краске и не оставляли неряшливых следов на бумаге.
На первом занятии мы работали только с чёрным цветом — нужно было создать композицию посредством чёрного, белого и, при желании, серого (штамп с не обновлённой краской на второй раз даёт более светлый отпечаток, на третий раз — ещё более светлый). Нужно было найти хорошее количество каждого тона, интересный ритм. На втором занятии добавили цвет — один или два, по желанию. К задачам о ритме, форме и количестве каждого тона тут добавился ещё третий производный цвет, возникающий при наложении первых двух. Места наложений тоже нужно было продумать, они становились в композиции тёмными акцентами.
Для печати мы использовали масляную и штемпельную краски. Масло даёт непредсказуемую, местами красивую текстуру, но печатает не очень ровно, штемпельная краска печатает отлично, но часто имеет довольно противный цвет.
При заполнении листа было два равноценных варианта — равномерный (вплоть до расчерчивания линеек при сложных последовательностях) и свободный. Оба хороши и выразительны — первый создаёт чёткий ритм и хорошо проявляет качества модуля, а второй за счёт неравномерных пауз (как в заглавной работе) позволяет создать ощущение законченного листа, а не части бесконечного орнамента, как получается в первом случае.
Это увлекательное задание доступно абсолютно всем в любое время. Однако, начиная, убедитесь что у вас нет срочных дел — остановиться очень трудно, чем больше печатаешь, тем больше возможных комбинаций приходит в голову. А самое интересное то, что найденное в таком упражнении может быть потом использовано для паттерна в плакате или упаковке, для создания узора на ткани, для декорирования керамики, печатных пряников и бог знает чего ещё.
Вот что получилось:
Аня:
Игорь:
Ксения:
Наташа:
Оля:
Другая Оля:
Пряша:
Таня:
Другая Таня:
Полина:
Юля:
Я тоже успел сделать кое-что: