Пару лет назад меня пригласили на кафедру Коммуникативного дизайна МГХПА помогать вести предмет «Иллюстрация и техники графики». А прошлым летом ко мне и Владимиру Васильевичу Фомичёву присоединилась Маша Титова. Результатом наших объединённых усилий стала сильно обновлённая программа для второго и третьего курсов. В этом репортаже я расскажу о том, что получилось со вторым курсом, а Маша расскажет о третьем.
Суть этого семестра была в знакомстве с выразительными средствами графики, с упором на формальную композицию. К первому занятию поставили огромный натюрморт-нагромождение, с которым группа работала до конца. Нужно было находить интересные композиционные моменты и усиливать их звучание убирая или добавляя предметы, немного меняя их пропорции. Нарюрморт-проблема, натюрморт-повод.
Группа большая, около сорока человек, покажу только некоторые работы.
Первым заданием был знак натюрморта — нарисовать одним движением кисти не силуэт натюрморта или отдельные предметы, а как бы его внутреннюю логику, динамику.
Далее нужно было выполнить несколько маленьких композиционных эскизов в технике аппликации, чёрная и белая бумага. Цель — работа с количеством и ритмом белого и чёрного. По лучшим эскизам выполнялась работа формата А2, также в технике аппликации. Увеличение формата вынуждает пересмотреть количество и качество деталей.
После этого нужно было сделать аналогичные по принципам композиции, добавив к чёрному с белым серый тон и один цвет. Количество и роль каждого тона определалась автором. Формат итоговой работы — А4.
Далее упражнение на линию — нужно было нарисовать фрагменты натюрморта с помощью аккуратной линии, как можно более подробно, без исправлений, потом живой линией, а потом линией и штрихом. Материал — перо и тушь.
Следующее задание — линия+пятно, создать композицию с помощью взаимодействия этих средств.
Большое задание, которое было начато в мастерской, а выполнялось дома. Сначала рисование небольшого фрагмента как можно подробнее и реалистичнее — внимание к объёму, пространству, свойству материалов и певерхностей. По эскизам подбираем материал, которым студент владеет лучше, а после этого дома рисуется очень подробный лист формата А3.
Следующее задание — рисование белым по чёрному. Обединение композиции по принципу освещённости или по цвету предметов.
Переход к завершающей работе — эскизы в любой технике в натюрморту с интерьером. Кроме привычных уже предметов в композицию включается всё помещение и люди. Цель — осмысленно использовать полученные в ходе семестра навыки.
Последнее задание — коллаж на ту же тему. Один вариант с возможностью использовать другие изображения (фото, вырезки из журналов и газет) и второй с использованием только свойств бумаги — тон, цвет, текстура, фактура, толщина, прозрачность.
Продолжение - рассказ Маши о программе третьего курса.