Пётр Митурич, «Пространственная графика» по стихам Велемира Хлебникова (реконструкция Мая Митурича и Веры Митурич).
Леонид Тишков, «Кузнечики».
Ожидал странного, а выставка оказалась очень интересной, разнообразной и душевной. В экспозиции органично живёт старое и новое — целая гора прижизненных изданий Хлебникова в оформлении его друзей-футуристов и современная «книга художника», «пространственная графика» Петра Митурича (одного из ближайших друзей поэта) и инсталляции ныне живущих авторов. Всё так или иначе посвящено текстам Хлебникова и ощущению его личности через тексты.
В экспозиции много очень разной печатной графики, каждый может найти для себя что-то близкое. Особые чувства вызвали работы Александра Джикии и кинетическая инсталляция «Кузнечики» Леонида Тишкова — на мой взгляд, одно из самых точных попаданий в тему на всей выставке.
До 17-го января.
В галерее Ковчег на днях открылась выставка «Декабрьские вечера. Рисунки из Белого зала ГМИИ в коллекции
А.А. и А.М. Хвалебновых».
Рисунок Александра Ливанова.
Литография Никиты Родионова.
Традиционные музыкальные Декабрьские вечера в ГМИИ имени Пушкина в восьмидесятые годы имели интересную особенность — рисовать процесс приглашались художники. И не какие-нибудь, а самый цвет русской графики того времени. Данная выставка — редкая возможность посмотреть эти рисунки вживую. Представлены четыре автора — Александр Ливанов, Виктор Дувидов, Никита Родионов и Владимир Ильющенко.
Больше всех в экспозиции Ливанова, его работы всегда радостно изучать, это виртуозное рисование. В этот раз заметил в нескольких рисунках главенство приёма над наблюдением. Так бывает, когда в сложной ситуации рука сама рисует уже привычные графические знаки, чтобы на листе уже что-то начало происходить, чтобы получить опору. Рисунки Дувидова живые, но некоторые расстроили неряшливостью (в офортах, сделанных по рисункам этого нет). Работ Ильющенко и Родионова к сожалению очень мало — оба замечательные.
Общее наблюдение — эти рисунки совсем не про музыку, а про поиск ритма и рифмы в сложном пространстве, про композицию и контрформы. Я бы сказал, что это выставка прежде всего для рисовальщиков — нерисующий человек не оценит, на мой взгляд, красоту и лихость иных решений во всей полноте.
И напоследок цитата из Книги Александра Андреевича Ливанова «Уроки рисунка. Книга Дуремара»:
«В Пушкинском музее есть место, которое называется «выставляться на белом полу». После рисования на «Декабрьских вечерах» нам четверым (Дувидову, Митуричу, Ильющенко и мне, это был первый отряд «космонавтов», дело было рисковое...) было предложено показать свои картинки...
Мы раскидали их по белому полу под стендами с выставкой Луки Комбиазо. Шепотом добавлю, Ильющенко сказал: твои рисунки не хуже... Тут из кабинета Антоновой вылетает экзальтированный Рихтер, за ним Антонова и предлагает ему посмотреть, как изобразили «Декабрьские вечера». И он, пролетая над гнездом кукушки, бросает фразу: «Меня рисовал Кокошка!»
До 10-го января.