Задание для группы по средам.
Дано: Два занятия с пластилином и зеркалом.
Задача: Прочувствовать мимические изменения своими руками.
Блок о мимике был частью большой темы о портрете, который закончился ещё летом.
До этого задания мы изучали части лица, рисовали портреты друг друга в разных ракурсах и техниках, рисовали и лепили голову на предмет её формы.
С лепкой было так — у нас сидела модель, а рядом с ней для пущей ясности находился натуральный человеческий череп. Мы начинали работу с прямоугольного параллелепипеда из пластилина, который по пропорциям сторон соотвествовал пропорциям головы модели в трёх проекциях — фронтальной, верхней и боковой. То есть, голова оказывалась как бы вписанной в эту форму по всем крайним точкам, исключая уши. На всех плоскостях мы отметили наиболее выступающие формы — нос, край челюсти, скулы, вершину черепа. После чего ножом срезали всё лишнее между этими точками и получили заготовку, похожую очертаниями на голову. Далее мы уточняли и усложняли форму, не добавляя, а именно убирая лишний пластилин. Например, сделав надрезы по низу лба, боковым сторонам носа, краю скулы и скулового отростка мы вынимаем кусок пластилина и получаем одновременно глазницу, край скулы и высоту носа. Ухо не прилеплялось отдельным куском, а надрезалось в соотвествующем месте и под соответствующим углом и отгибалось из плоскости. Только после того, как основные формы были определены, можно было переходить к более мелкой пластике.
Вот эта самая небольшая натурная голова и стала полигоном для наших опытов с мимическими изменениями.
На её основе следовало уже без натуры отобразить поочерёдно: нечаянную радость, презрение, ярость, чихающего и показывающего язык. Сначала нужно было хорошо представить себе эти состояния, выбрать в них определённую стадию и степень яркости, а потом изобразить в объёме, по необходимости используя своё лицо как подсказку. Основная задача — изменять только пластику мягких тканей, не трогая конструктивные узлы (кроме челюсти при раскрытии рта). Где-то это были характерные складки, где-то спепень раскрытия глаз или разница в толщине губ.
После исполнения каждой конкретной эмоции в пластилине нужно было выбрать наиболее выразительный ракурс и нарисовать получившуюся эмоцию минимальными средствами. На связку голова+рисунок по каждому заданию отводилось 45 минут.
Такой подход к мимике и созданию персонажа через пластику использовал ещё Оноре Домье, он лепил своих героев, освещал так, как ему было нужно и уже с этих «моделей» рисовал и писал.
Я уверен в том, что рисование всегда обогащается лепкой. В рисунке непонятное можно замаскировать, в скульптуре это сделать гораздо сложнее, что вынуждает разбираться. Даже стилизация в скульптуре требует логичности и единства приёма. Рисунок — это опосредованное изображение объёма, в лучшем случае похожее на натуру, а скульптура — непосредственная работа с формой. Исправление в рисунке — это целая череда действий, которая помогает новому фрагменту вжиться в уже существующую графическую среду, в скульптуре же это зачастую делается одним движением пальца. Кроме того, что прошло через наше тактильное восприятие, лучше отложится в памяти. Если у вас есть такая возможность — обязательно лепите параллельно с рисованием, это огромный плюс.
Получившиеся скульптуры и рисунки:
Ася:
Аня:
Вика:
Ксения:
Наталья:
Часть вторая — рисование по представлению.
Часть третья — рисование с натуры.