Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Category:

О мимике. Часть первая — лепка по представлению



Задание для группы по средам.

Дано: Два занятия с пластилином и зеркалом.
Задача: Прочувствовать мимические изменения своими руками.


Блок о мимике был частью большой темы о портрете, который закончился ещё летом.
До этого задания мы изучали части лица, рисовали портреты друг друга в разных ракурсах и техниках, рисовали и лепили голову на предмет её формы.

С лепкой было так — у нас сидела модель, а рядом с ней для пущей ясности находился натуральный человеческий череп. Мы начинали работу с прямоугольного параллелепипеда из пластилина, который по пропорциям сторон соотвествовал пропорциям головы модели в трёх проекциях — фронтальной, верхней и боковой. То есть, голова оказывалась как бы вписанной в эту форму по всем крайним точкам, исключая уши. На всех плоскостях мы отметили наиболее выступающие формы — нос, край челюсти, скулы, вершину черепа. После чего ножом срезали всё лишнее между этими точками и получили заготовку, похожую очертаниями на голову. Далее мы уточняли и усложняли форму, не добавляя, а именно убирая лишний пластилин. Например, сделав надрезы по низу лба, боковым сторонам носа, краю скулы и скулового отростка мы вынимаем кусок пластилина и получаем одновременно глазницу, край скулы и высоту носа. Ухо не прилеплялось отдельным куском, а надрезалось в соотвествующем месте и под соответствующим углом и отгибалось из плоскости. Только после того, как основные формы были определены, можно было переходить к более мелкой пластике.

Вот эта самая небольшая натурная голова и стала полигоном для наших опытов с мимическими изменениями.
На её основе следовало уже без натуры отобразить поочерёдно: нечаянную радость, презрение, ярость, чихающего и показывающего язык. Сначала нужно было хорошо представить себе эти состояния, выбрать в них определённую стадию и степень яркости, а потом изобразить в объёме, по необходимости используя своё лицо как подсказку. Основная задача — изменять только пластику мягких тканей, не трогая конструктивные узлы (кроме челюсти при раскрытии рта). Где-то это были характерные складки, где-то спепень раскрытия глаз или разница в толщине губ.

После исполнения каждой конкретной эмоции в пластилине нужно было выбрать наиболее выразительный ракурс и нарисовать получившуюся эмоцию минимальными средствами. На связку голова+рисунок по каждому заданию отводилось 45 минут.

Такой подход к мимике и созданию персонажа через пластику использовал ещё Оноре Домье, он лепил своих героев, освещал так, как ему было нужно и уже с этих «моделей» рисовал и писал.

Я уверен в том, что рисование всегда обогащается лепкой. В рисунке непонятное можно замаскировать, в скульптуре это сделать гораздо сложнее, что вынуждает разбираться. Даже стилизация в скульптуре требует логичности и единства приёма. Рисунок — это опосредованное изображение объёма, в лучшем случае похожее на натуру, а скульптура — непосредственная работа с формой. Исправление в рисунке — это целая череда действий, которая помогает новому фрагменту вжиться в уже существующую графическую среду, в скульптуре же это зачастую делается одним движением пальца. Кроме того, что прошло через наше тактильное восприятие, лучше отложится в памяти. Если у вас есть такая возможность — обязательно лепите параллельно с рисованием, это огромный плюс.

Получившиеся скульптуры и рисунки:

Ася:













Аня:













Вика:























Ксения:













Наталья:





















Часть вторая — рисование по представлению.
Часть третья — рисование с натуры.
Tags: голова, методика, мимика, обучение, рисунки, скульптура, учебная группа Дмитрия Горелышева ll
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment