Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Categories:

О графических материалах и техниках. Часть пятая — аппликация



Блок заданий для группы по средам.

Дано: Три занятия с моделью, бумага, нож, клей.
Задача: Научиться пользоваться и узнать новое.


Аппликация не обделена у нас вниманием, я неоднократно уже писал о результатах подобных занятий. Но меняется моё понимание техники и, как следствие, меняется методика. В этот раз задания были уже несколько другими, нежели по ссылке, а для группы по вторникам, которая буквально на днях закончила ту же тему, акценты снова изменились и довольно радикально.

Аппликацию часто путают с коллажем. Коллаж это более узкое понятие — получение изображения из других изображений, их частей, разнородных предметов. Аппликация же это просто наложение и приклеивание, в широком смысле.

Резать нужно сразу начисто, ножом. Если предварительно намечать контуры карандашом, теряется вся напряжённость и спонтанность, нож работает не как рисующий инструмент, со своим характером линии, а просто как нож. Так графческое упражнение превращается в урок труда в детском саду.
Бумагу для аппликации рекомендую брать средней толщины — слишком тонкая легко рвётся, если нож не очень острый, слишком толстая трудно режется, края получаются неопрятными. Если хотите сознательно неровных краёв — рвите бумагу руками.

По моим наблюдениям эта техника как никакая другая проявляет и развивает у студентов композиционное отношение к листу. В аппликации невозможно сделать «похоже», невозможно срисовать что-то с натуры. Формализация неизбежна, а это, в свою очередь, ведёт к поиску стилистического единообразия листа. Нужно не просто вырезать упрощённо или подробно, а сделать так, чтобы всё вырезанное выглядело органично в своей простоте или сложности. Это хорошо развивает вкус. Большой процент работ, выполненных на таких занятиях были уже не просто учебными зарисовками, но чем-то большим. Не законченными авторскими произведениями конечно, но шагом на пути к ним.

Данное задание было разделено на три смысловые части.

Первая — работа с фигурой как таковой.
Нужно было вырезать силуэт и при необходимости показать формы внутри него с помощью разрезов разной толщины. Одна из особенностей техники в том, что силуэт вырезанный механически точно выглядит неинтересно и зачастую непонятно. Необходимо усилить основные пластические особенности фигуры и вычистить всё нечитаемое.

Аня:





Валя:





Вика:





Наталья:



Вторая часть — соединить фигуру с интерьером в той же технике силуэта.
Фигура перестаёт быть единственным объектом изображения, её можно как отделить от элементов среды, так и объединить с ними.

Аня:





Валя:



Вика:





Даша:



Другая Даша:





Наталья:



Оля:



И последняя часть, самая обширная и свободная — о фигуре в интерьере нужно было рассказать средствами подготовленной бумаги.
То есть не только цветной, но и фактурной, прозрачной, специально покрашенной и текстурированной, вырезками из газет и журналов. Более того — поверх наклеенного можно было рисовать. Здесь сохранялись все предыдущие задачи, но к ним добавлялись тонкие настройки цвета и текстур, обогащающие лист. Степень обобщённости и формализации — на выбор автора.

Аня:











Валя:









Вика:











Даша:







Другая Даша:













Наталья:



Оля:











Об аппликации в Музее рисунка.

Предыдущие посты по материалам:

О блоке вообще и мягких материалах.
О туши.
О цветных карандашах.
О гуаши.
Tags: аппликация, методика, обучение, рисунки, учебная группа Дмитрия Горелышева ll
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments