Блок заданий для группы по средам.
Дано: Три занятия с моделью, бумага, нож, клей.
Задача: Научиться пользоваться и узнать новое.
Аппликация не обделена у нас вниманием, я неоднократно уже писал о результатах подобных занятий. Но меняется моё понимание техники и, как следствие, меняется методика. В этот раз задания были уже несколько другими, нежели по ссылке, а для группы по вторникам, которая буквально на днях закончила ту же тему, акценты снова изменились и довольно радикально.
Аппликацию часто путают с коллажем. Коллаж это более узкое понятие — получение изображения из других изображений, их частей, разнородных предметов. Аппликация же это просто наложение и приклеивание, в широком смысле.
Резать нужно сразу начисто, ножом. Если предварительно намечать контуры карандашом, теряется вся напряжённость и спонтанность, нож работает не как рисующий инструмент, со своим характером линии, а просто как нож. Так графческое упражнение превращается в урок труда в детском саду.
Бумагу для аппликации рекомендую брать средней толщины — слишком тонкая легко рвётся, если нож не очень острый, слишком толстая трудно режется, края получаются неопрятными. Если хотите сознательно неровных краёв — рвите бумагу руками.
По моим наблюдениям эта техника как никакая другая проявляет и развивает у студентов композиционное отношение к листу. В аппликации невозможно сделать «похоже», невозможно срисовать что-то с натуры. Формализация неизбежна, а это, в свою очередь, ведёт к поиску стилистического единообразия листа. Нужно не просто вырезать упрощённо или подробно, а сделать так, чтобы всё вырезанное выглядело органично в своей простоте или сложности. Это хорошо развивает вкус. Большой процент работ, выполненных на таких занятиях были уже не просто учебными зарисовками, но чем-то большим. Не законченными авторскими произведениями конечно, но шагом на пути к ним.
Данное задание было разделено на три смысловые части.
Первая — работа с фигурой как таковой.
Нужно было вырезать силуэт и при необходимости показать формы внутри него с помощью разрезов разной толщины. Одна из особенностей техники в том, что силуэт вырезанный механически точно выглядит неинтересно и зачастую непонятно. Необходимо усилить основные пластические особенности фигуры и вычистить всё нечитаемое.
Аня:
Валя:
Вика:
Наталья:
Вторая часть — соединить фигуру с интерьером в той же технике силуэта.
Фигура перестаёт быть единственным объектом изображения, её можно как отделить от элементов среды, так и объединить с ними.
Аня:
Валя:
Вика:
Даша:
Другая Даша:
Наталья:
Оля:
И последняя часть, самая обширная и свободная — о фигуре в интерьере нужно было рассказать средствами подготовленной бумаги.
То есть не только цветной, но и фактурной, прозрачной, специально покрашенной и текстурированной, вырезками из газет и журналов. Более того — поверх наклеенного можно было рисовать. Здесь сохранялись все предыдущие задачи, но к ним добавлялись тонкие настройки цвета и текстур, обогащающие лист. Степень обобщённости и формализации — на выбор автора.
Аня:
Валя:
Вика:
Даша:
Другая Даша:
Наталья:
Оля:
Об аппликации в Музее рисунка.
Предыдущие посты по материалам:
О блоке вообще и мягких материалах.
О туши.
О цветных карандашах.
О гуаши.