16 октября 2014 года стартовала вторая учебная живописная группа.
Отдельных репортажей по работе этой группы я не делала, поскольку программа группы много пересекается с программой первой учебной группы.
Решила сделать годовой обзор: что мы успели освоить за довольно большой период времени.
Вышло всего 30 учебных занятий до летних каникул в группе и 5 после.
Поскольку получилось очень много, разбила репортаж на части.
Ребята, очень я вам благодарна за трудолюбие и высокую сознательность в работе.
Поздравляю вас с первым днём рождения группы! Считаю, что мы многого достигли.
Компоновка.
Любая наша работа начинается с композиционных тоновых эскизов.
Поэтому закономерно, что самое первое занятие было посвящено компоновке и знакомству с методом. Важный момент в живописи -- видеть композицию не как линейный набор предметов, а как некоторую совокупность взаимопроникающих тёмных и светлых пятен. С настройки этого зрения мы и начали.
Кроме того мне было важно перенастроить привычный взгляд ребят на композицию натюрморта.
Участникам был предложен несложный натюрморт с круговым обходом. Обязательное условие для всех -- осмотреть его со всех сторон прежде чем сесть( как ни парадоксально, многие норовили занять место до того, как я поставила натюрморт).
Далее необходимо было на маленькой картонке произвольного вытянутого формата сделать гризайль. Краской и кистью требовалось искать композицию внутри выбранного формата, использовать тряпочку как ластик. Ничто не мешает выполнять те же действия карандашом на бумаге, но многим сразу трудно понять, что необходимо идти от пятна, и тонкость карандаша часто сбивает на линейность. Кисть же сразу настраивает на тоновую работу пятном.
Далее эту же композицию требовалось повторить в цвете. Расположить основные цветовые пятна, не нарушая найденной тоновой гармонии.
В третий сеанс компоновка выполнялась уже в квадратный формат и карандашом на бумаге, но соблюдая необходимость идти от тонового пятна и действовать сразу в заданном формате.
Задачки кажутся простыми, но по началу далеко не все с ними справлялись.
Лёша:
Марина:
Рефлекс. Тепло-холодность.
Следующим заданием изучали особенности образования рефлексов и тепло-холодность отношений света и тени в разных условиях освещения.
В первом случае теплый свет, во втором -- холодный и более мягкий.
Прежде чем положить тот или иной оттенок, нужно было объяснить почему именно его мы видим в этом месте.
Для наглядности натюрморт состоял из простых гипсовых фигур, предметов и драпировок открытых цветов.
Позднее эти знания требуется применять не в столь очевидных ситуациях, но благодаря постепенному увеличению/налоению задач в работе, это уже не пугает.
Лена Г.:
Дима:
Ира К.:
Смешение цвета.
Задание состояло из трёх частей, где сходного визуально эффекта требовалось добиться определенным методом смешения цвета:
1. Непосредственное точное смешение локального тона на палитре. Можно было думать на палитре даже группами ( отношениями) соседствующих цветов.
2. Оптическое смешение. Смешение несколько соседствующих цветов непосредственно в глазу смотрящего. Локальное пятно, собранное из оттенков более чистых цветов вызывает ощущение приятного мерцания.
Особливо этим приемом пользовались импрессионисты, пуантилисты.
3. Послойное наложение цвета. Лессировочное письмо.
Андрей:
Ира К.:
Лена Г.:
Гризайль с цветного натюрморта.
Тон(светота) в живописи чуть не важнее самого цвета. Зачастую, ошибки в оттенке незаметны, в то время как некорректно взятый тон вызывает у зрителя ощущение неправды.
Натюрморт намеренно состоял из множества цветных предметов, дабы учащийся задумывался над тоном, сравнивал что светлее, что темнее.
Кроме этой дрессуры внимания, ребятам было предложено дополнительное усложнение в работе:
Белила холодят цвет(если сам он тёплый, если холодный--теплят, но незначительно). Соответственно, если не работать в гризайли изначально корпусно, с примесью белил повсеместно, работа пестрит тёплыми и холодными оттенками. Наша задача была упорядочить эту тепло-холодность.
Тени решено было сделать теплыми, а света и некоторые рефлексы холоднее.
Чтобы добиться этого на первом занятии работали без белил, прозрачностью слоя обозначая разность тона, особое внимание уделяли теням.
Далее добавили белила в светах и некоторых рефлексах(особенно если предметы глянцевые).
Это, в некоторой мере, отвечает традиции послойной живописи, когда тени писали тонким, часто полупрозрачным слоем, к светам же плотность слоя и корпусность мазка возрастали.
Ладно требовалось решить и композицию.
Ира Н.:
Саша:
Лена Г.: