Выставка проходит в рамках специального проекта VI Московской биеннале современного искусства. Этот цикл Дмитрия Гутова давно меня интересовал, был рад увидеть работы вживую. Суть в том, что фрагменты рисунков или офортов Рембрандта выполнены в сильно увеличенном масштабе из сваренных между собой кусков железа. С определённой точки мы видим, как ворох сваренных между собой прутьев, скоб и металических полос складываются в совершенно узнаваемый рисунок. По приёму это напоминает артефакты Франсиско Инфанте из серии «Выстраивание знака». Гутов прочувствовал и тонко интерпретировал то, как Рембрандт лепит пространство и форму линией, это касается прежде всего его рисунков тростниковым пером. Подобную работу линией я видел, пожалуй, только у Ханса Тео Рихтера. Несколько лет назад я рассказывал о линии как выразительном средстве и вот как раз в разделе о линии как конструкции упоминал всех трёх — Рембрандта, Рихтера и Гутова.
Когда стоишь перед объектом на нужной точке, «рисунок» выглядит очень похожим на оригинал, но при этом в нём чувствуется глубина, видно, что каждый «штрих» находится на своём плане. Подходя же понемногу к нему, «стереоэффект» усиливается, рисунок приходит в движение, постепенно превращаясь в абстракцию, которая, надо сказать, тоже очень хороша.
Кроме работ Гутова на выставке можно увидеть и работы Рембрандта — один рисунок и несколько офортов, в том числе — знаменитые «Три дерева».
Очень рекомендую для большего понимания Рембрандта и просто как красивые вещи.
До 11-го октября.
Далее пройдите на выставку «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Произведения из японских собраний».
Выставка этой коллекции летом экспонировалась в Эрмитаже, я писал о ней. Состав работ чуть иной, чем был в Петербурге — каих-то предметов нет, а какие-то добавились. Выставка чудесная, как и вообще эта керамика — я уже видел большинство произведений, но всё равно сделал по экспозиции три круга, и впечатления не были слабее чем в первый раз. Удивительно то, как долго можно вглядываться в один внешне простой предмет и то, что рукотворный объект мало чем уступает сложностью и гармонией природной форме (это качество присуще лучшим из представленных работ). На выставке транслируют тот же фильм, что показывали в Эрмитаже, рекомендую посмотреть его от начала до конца, это поможет вам лучше понять сами произведения. Кроме того, к выставке подготовлен очень серьёзный альбом по теме, содержащий не только фотографии и описание чаш, но и рассказ об истории, технологии, конкретных мастерах. Он дорогой, но стоит своих денег.
Сходите обязательно, это редкий шанс увидеть совсем другое, нездешнее по ценностям искусство.
До 15-го ноября.
И, напоследок, если останутся силы и время — пройдите на выставку «Караваджо и последователи».
Собственно, работа Караваджо на выставке всего одна — с укушенным мальчиком. Остальные работы принадлежат кисти европейских художников, на которых повлиял мастер. Из ценного — привезли пять работ мощного испанца Хусепе Риберы с портретами апостолов, на мой взгляд — лучших по живописи на всей выставке. Во многих картинах удивили откровенно грязные тени при плотно и цветно написанных светах.
Сама выставка хорошая, ознакомительная, она наглядно демонстрирует найденный Караваджо технический принцип и его влияние на других художников, но после погружения в керамику Раку вся эта живопись выглядит суетной и невзрослой, озабоченной приёмом и зацикленной на самой себе. Такое вот необычное наблюдение.
До 10-го января.