Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Category:

Три выставки в ГМИИ им. Пушкина

Начать рекомендую с небольшой выставки с длинным названием «Рембрандт. Другой ракурс. Произведения Рембрандта Харменса ван Рейна и Дмитрия Гутова»





Выставка проходит в рамках специального проекта VI Московской биеннале современного искусства. Этот цикл Дмитрия Гутова давно меня интересовал, был рад увидеть работы вживую. Суть в том, что фрагменты рисунков или офортов Рембрандта выполнены в сильно увеличенном масштабе из сваренных между собой кусков железа. С определённой точки мы видим, как ворох сваренных между собой прутьев, скоб и металических полос складываются в совершенно узнаваемый рисунок. По приёму это напоминает артефакты Франсиско Инфанте из серии «Выстраивание знака». Гутов прочувствовал и тонко интерпретировал то, как Рембрандт лепит пространство и форму линией, это касается прежде всего его рисунков тростниковым пером. Подобную работу линией я видел, пожалуй, только у Ханса Тео Рихтера. Несколько лет назад я рассказывал о линии как выразительном средстве и вот как раз в разделе о линии как конструкции упоминал всех трёх — Рембрандта, Рихтера и Гутова.

Когда стоишь перед объектом на нужной точке, «рисунок» выглядит очень похожим на оригинал, но при этом в нём чувствуется глубина, видно, что каждый «штрих» находится на своём плане. Подходя же понемногу к нему, «стереоэффект» усиливается, рисунок приходит в движение, постепенно превращаясь в абстракцию, которая, надо сказать, тоже очень хороша.
Кроме работ Гутова на выставке можно увидеть и работы Рембрандта — один рисунок и несколько офортов, в том числе — знаменитые «Три дерева».

Очень рекомендую для большего понимания Рембрандта и просто как красивые вещи.
До 11-го октября.

Далее пройдите на выставку «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Произведения из японских собраний».





Выставка этой коллекции летом экспонировалась в Эрмитаже, я писал о ней. Состав работ чуть иной, чем был в Петербурге — каих-то предметов нет, а какие-то добавились. Выставка чудесная, как и вообще эта керамика — я уже видел большинство произведений, но всё равно сделал по экспозиции три круга, и впечатления не были слабее чем в первый раз. Удивительно то, как долго можно вглядываться в один внешне простой предмет и то, что рукотворный объект мало чем уступает сложностью и гармонией природной форме (это качество присуще лучшим из представленных работ). На выставке транслируют тот же фильм, что показывали в Эрмитаже, рекомендую посмотреть его от начала до конца, это поможет вам лучше понять сами произведения. Кроме того, к выставке подготовлен очень серьёзный альбом по теме, содержащий не только фотографии и описание чаш, но и рассказ об истории, технологии, конкретных мастерах. Он дорогой, но стоит своих денег.

Сходите обязательно, это редкий шанс увидеть совсем другое, нездешнее по ценностям искусство.
До 15-го ноября.

И, напоследок, если останутся силы и время — пройдите на выставку «Караваджо и последователи».



Собственно, работа Караваджо на выставке всего одна — с укушенным мальчиком. Остальные работы принадлежат кисти европейских художников, на которых повлиял мастер. Из ценного — привезли пять работ мощного испанца Хусепе Риберы с портретами апостолов, на мой взгляд — лучших по живописи на всей выставке. Во многих картинах удивили откровенно грязные тени при плотно и цветно написанных светах.
Сама выставка хорошая, ознакомительная, она наглядно демонстрирует найденный Караваджо технический принцип и его влияние на других художников, но после погружения в керамику Раку вся эта живопись выглядит суетной и невзрослой, озабоченной приёмом и зацикленной на самой себе. Такое вот необычное наблюдение.

До 10-го января.
Tags: выставки, графика, живопись, керамика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments