Блок заданий для группы по средам.
Дано: Два занятия с моделью и много цветных карандашей.
Задача: Научиться пользоваться и узнать новое.
Цветные карандаши — это один из тех материалов, к которым зачастую относятся как к «несерьёзным». Дескать, писать маслом на холсте — это да, а карандашами цветными только дети калякают. Однако, цветные карандаши это совершенно взрослый и сложный инструмент, владение которым очень полезно для графика.
Материал представляет собой карандаши со стержнем из каолина (белой глины) и цветных пигментов. Добавление воска придаёт грифелю разную степень мягкости — в советское время были карандаши потвёрже (например — Искусство или мелки Эскиз), они как бы скользили по бумаге. Сейчас зарубежные призводители делают их более мягкими, стержень оставляет жирный след (например — Faber Castell Polychromos). При добавлении в состав грифеля особой эсмульсии, карандаш становится чувствителен к воде и нарисованное таким стержнем можно размыть кистью — эти карандаши называются акварельными (например — Faber-Castell Albrecht Durer). Нужно учитывать, что цвет такого карандаша становится несколько ярче при размытии водой. Кроме того есть тип цветных карандашей (например — Stabilo Woody), находящийся на стыке с масляной пастелью — они очень жирные, ложатся на бумагу как паста и ко всему этому ещё размываются водой.
Особенность этого материала в том, что цвета смешиваются оптически, а не механически, как краски. Вы накладывате несколько конкретных цветов, а в местах их пересечения получаются новые. Важно понимать, что цвет в графике условный — нет ни цели, ни возможности передать всё богатство оттенков видимого мира, цвет скорее кодирует предметы, раскладывает всё на несколько смысловых слоёв. Подобный подход используется в цветной печатной графике — там тоже несколько слоёв, а на их пересечении возникают новые цвета. Задача графика — определить количество цветов и придумать эти самые места их пересечений.
Фломастеры и маркеры работают по схожим принципам, но у них нет важного инструмента настройки изображения — силы нажима. С помощью неё мы можем получить в рисунке разную степень материальности предметов, расставить акценты, передать глубину пространства. Принцип тот же, что и в любом карандаше — чем чаще штрих, тем более материален объект. Начинать рисунок лучше всего лёгким редким штрихом — как бы подкладывая осному под изображение. В итоге эта «арматура» листа не везде остаётся заметной, но хорошо собирает рисунок. Контур не советую использовать на первом этапе, лучше вводить его позже по необходимости.
Рисуя в сближенной гамме, мы можем получить довольно натуралистичное и телесное изображение (основную роль в этом играют тёплые рефлексы). Рисуя же контрастными цветами, мы получаем резкую, яркую графику. Во этом случае особенно важно определиться с ролью каждого цвета в листе — какой отвечает за полутон, какой за рефлексы, какой за акценты, может быть отдельный цвет для контуров.
Группа на занятии получила несколько заданий на разное применение карандашей — в два, три, четыре цвета, изолированно в листе и с интерьером. Вот что получилось.
Аня:
Валя:
Даша:
Другая Даша:
Наталья:
Оля:
О цветных карандашах в Музее рисунка.
Предыдущие посты по материалам:
Рассказ о блоке вообще и мягких материалах.
Рассказ о туши.